Календари
В&K: Статьи и литература:

Коптев А.В.: Год свиньи у древних римлян?

Вергилий, Энеида, книга 3, 388-393:

Знак я открою тебе (ты в душе сохрани его прочно):
Там, где, тревогой томим, у потока реки потаенной,
Возле прибрежных дубов ты огромную веприцу встретишь,–
Будет она лежать на земле, и детенышей тридцать
Белых будут сосать молоко своей матери белой,–
Место для города там, там от бед покой обретешь ты.

Вергилий, Энеида, книга 8, 43-48:

Знай: меж прибрежных дубов ты огромную веприцу встретишь,
Будет она лежать на траве, и детенышей тридцать
Белых будут сосать молоко своей матери белой.
Место для города здесь, здесь от бед покой обретешь ты.
Тридцать кругов годовых пролетят – и Асканий заложит
Стены, и городу даст он имя славное – Альба.

Вергилий, Энеида, книга 8, 81-85:

Тут изумленным очам внезапно чудо явилось:
Веприцу между стволов увидали белую тевкры,
С выводком белым она на траве лежала прибрежной.
Тотчас справляет обряд дарданский вождь и приносит
В жертву свинью и приплод на алтарь твой, царица бессмертных.


 

Число тридцать имело важное значение в италийской, как и в античной в целом, мифологии1. По преданию тридцать городов входили в древнейший союз общин Лация. Подобно этрусским союзам двенадцати городов число городов латинского союза вероятно было связано с некой календарной обрядностью (12 - число месяцев года, 30 - число дней в месяце). Тридцать лет воспринимались римлянами как срок жизни одного поколения2. Тридцать дней приходились на каждый месяц календарного цикла, начинавшегося у римлян 1 марта и заканчивавшегося 23 февраля3. Раскопки на территории древнего Лавиния, основанного согласно преданию Энеем, обнаружили священную группу из 13 алтарей, видимо символизировавших 13 лунных месяцев календарного цикла связывавшегося традицией с именем Нумы Помпилия4.

Таким образом, если символика 30 поросят уходит корнями в календарные представления древнейшего населения Лация, то вероятно и сама Мать-Свинья (Веприца) была неким символом более общего плана. Понять скрытую за этой мифологической фигурой символику помогает серия статей американского исследователя Ван Л. Джонсона5.

Джонсон обратил внимание на общеизвестный факт, что до эпохи Августа только шесть месяцев годового цикла имели собственные названия - январь, февраль, март, апрель, май, июнь. Остальные назывались по порядковым номерам - квинтиль (пятый), секстиль (шестой), септембер (седьмой), октобер (восьмой), новембер (девятый), децембер (десятый).

Десять месяцев в году насчитывал так называемый Ромулов календарь. Он не учитывал двух зимних месяцев, которые находились как бы в скрытом состоянии. Высказывалось предположение, принимаемое однако не всеми исследователями, что отсутствие зимних месяцев в календаре символизировало замирание жизни в холодное время года и было связано с вегетативным периодом. В Ромуловом календаре год начинался с пробуждением жизненных сил и началом вегетативного периода с 1 марта и заканчивался через 304 дня в конце декабря. Видимо, параллельно с этим исчислением существовал и 12 месячный календарь, в котором год, начинаясь также с 1 марта, заканчивался ровно через 360 дней в Терминалии 23 февраля. Согласно традиции названия месяцев января и февраля были даны Нумой Помпилием, которому приписывалось проведение календарной реформы, изменившей календарь Ромула. Однако по другим сведениями приписанная Нуме реформа проводилась то ли при царе Тарквинии Приске, то ли Вторыми Децемвирами в 450 г. до н.э. Таким образом, в древнем Ромуловом календаре собственные названия имели только четыре месяца из десяти - март, апрель, май, июнь. Почему?

Джонсон предположил, что эти названия были наследием еще более древнего календаря, чем Ромулов. И этот календарь состоял всего из четырех месяцев. Такой календарь лучше всего соответствовал соотношению древнейшей восьмидневной недели, наследием которой являются римские нундины, и 30-дневного лунного цикла. Четыре месяца по 30 дней составляли ровно 120 дней или 15 недель. Такой календарь не нуждался во введенной позднее системе датирования, основанной на соотношении фаз лунного цикла Календы - Ноны - Иды, поскольку каждый месяц имел равное число дней. В календарный цикл солнечного 365-дневного года помещалось три таких четырехмесячных календарных цикла с началом в марте, июле и ноябре. Они составляли 360 дней, а пять дней были вставными интеркалярными.

По мнению Джонсона, первоначальный годовой цикл оформлялся двумя периодами праздничных церемоний. Переход от старого года к новому начинался в Ноны марта, посвященные Ведийову (7 марта), и заканчивался праздником Анны Перенны, приходившимся на Иды марта (15 марта). Обряды в честь Ведийова начинали доисторический год 7 марта точно также как и исторический 1 января. Восемь дней между нонами и идами марта (7 - 15) знаменовали собой последний в старом году (то ли первый в новом) нундинальный цикл. День Анны Перенны был первым днем нового года (annus - латинское: год). В древности он был связан с почитанием богини Нундины (Macrob. Sat. 1.16.36), связанной с обрядами люстрации и принятия имени детьми мужского пола на девятый день после рождения. Первый нундинальный цикл нового года заканчивался праздником Тубилюстрия 23 марта.

Конец четырехмесячного года был связан с обрядами июльских праздников, начинавшихся в Капротинские Ноны и заканчивавшимися в Весталии (7 - 15 июля). Последние нундины года приходились на 28 июня, посвященный Юпитеру Статору. Как Ведийовис (молодой Юпитер) давал начало году, так и Юпитер Статор останавливал его. Позднее это ритуальное имя божества было превращено в мифе из Статора-Завершителя года в Статора-Остановителя армии Ромула в войне с сабинами6. Два эти ритуальных дня (7 марта и 28 июня) были связаны с начало и завершением годового цикла (annus vertens - Macrob. Sat. 1.14.4). В историческом календаре римлян Капротинские Ноны как и ноны марта (Матралии) были праздником Юноны. Матралии особенно близки были ancillarum feriae, также справлявшимся 7 июля. Богиней возможно почитавшейся в этом празднике была Тутела, Тутула или Тутола7, которая подобно Капротине была одной из форм Юноны.

Большинство обрядов нундинального цикла происходили в окрестностях Марсова поля, которое в догородской древности именовалось Козьим болотом8. Капротинские ноны в древности, возможно, совпадали с другим июльским праздником, Поплифугием, который, по преданию, впервые также произошел у Козьего болота, где Ромул вознесся к небесным богам. Животным, выступавшим в роли жертвы в этих празднествах, была коза или овца. Но Джонсон задался вопросом, какое отношение коза имела к болоту? И у римских агрономов, писавших на сельские темы, Варрона и Колумеллы обнаружил, напротив, рекомендации уберегать овец и коз от болотного климата и растительности. Зато животным, которое наиболее вписывалось в "болотный пейзаж", была свинья. Более того, два продукта, игравших значительную роль в ритуалах Капротинских нон, - фиги и бобы - в большей степени были связаны со свиньями, нежели с козами.

Другой подход к этой проблеме связан с указанием Овидия (Fasti 1.33-34), что так называемый Ромулов 10-месячный календарь основывался на продолжительности беременности у людей. Однако более логично связывать его с 10-месячным сроком беременности у коров (Varro r.r. 2.5.13). Если ориентироваться на такого рода соотношение между 4-месячным календарем и продолжительностью беременности какого-либо животного, то коза никак не подходит на эту роль. Этот период у козы составляет 156 дней, у овцы - 150 дней, что указывало бы на 5-месячный календарь. Однако таковой не встречается в источниках. А вот свинья была как раз тем животным, срок беременности которого составляет ровно четыре месяца (Varro r.r. 2.4.7; Colum. 7.9.3). Указание Варрона (r.r. 2.3.8), что коза рождает post quartum mensem, можно понять, как попытку объяснить многочисленные связи в источниках между козами и 4-месячным календарем.

Согласно Варрону и Колумелле, одна и та же свиноматка может производить два потомства в год. Период выкармливания поросят матерью у римлян длился два месяца в каждом случае. Таким образом, использование "цикла свиньи" позволяет объяснить не только 4-месячный год, но и соответствие трех таких лет 12-месячному году, основанному на солнечном цикле.

В историческое время свинья приносилась в жертву Юноне женой Царя Священнодействий в каждые календы, точно так же как Эней (Vergil. Aen. 8.85) принес ей же в жертву мать 30 поросят. Юнона этих священнодействий календ носила странное имя - Ковелла9. Джонсон понимает это название как "носящая свинную шкуру, щетину", так же как имя Юнона Капротина означало "одетая в шкуру козы". Варрон (r.r. 2.4.9) упоминал свиней как первых животных, использовавшихся в качестве священной жертвы, и описывал (LL 5.54) палатинских пастухов догородского периода пасущими именно этих животных. Древний порядок жертвоприношения животных в честь Цереры: свинья, овца, бык. Суммируя эти и другие данные, Джонсон высказал предположение, что первый месяц 4-месячного года назывался первоначально не март (в честь Марса), а капротиний и был посвящен свинье. Последний месяц этого года - июнь был юнонием, посвященным Юноне Капротине.


Примечания

1. J. G. Griffiths, Triads and trinity, Cardiff University of Walls Press, 1996. [назад]

2. E. Eyben, Roman notes on the course of life, Ancient society 4 (1973) 213-238. [назад]

3. A.K.Michels, The Calendar of the Roman Republic. Princeton, New York, 1967; G.Radke, Fasti Romani: Betrachtungen zur Fruehgeschichte des roemischen Kalenders, Muenster 1990; J. Ruepke, Kalender und Offentlichkeit. Die Geschichte der Repraesentation und religioesen Qualifikation von Zeit in Rom, Berlin-New York ( W. de Gruyter) 1995. [назад]

4. P. Sommella, Heroon di Enea a Lavinium: recenti scavi a Pratica di Mare, RPAA 44 (1971-2) 47-74; Das Heroon des Eneas und die Topographie des antiken Lavinium, Gymnasium 81 (1974) 283-297; G. Dury-Moyaers, Enee et Lavinium. A propos des decouvertes archeologiques recentes. Bruxelles, 1981; M. Torelli, Lavinio e Roma: Riti iniziatici e matrimonio tra archeologia e storia. Roma, 1984; T. J. Cornell, The Beginning of Rome. Italy and Rome from the Bronze Age to the Punic Wars (c.1000-264 B.C.). L.-N.Y., 1995. [назад]

5. V.L.Johnson, The Superstititions about the Nundinae, AJP 80 (1959) 133-149; Natalis urbis and Principium anni, TAPhA 91 (1960) 109-120; The Prehictoric Roman Calendar, AJP 84 (1963) 28-35. [назад]

6. Liv. 1.12.6; 10.37.15; Ovid Fasti 6.793-94. [назад]

7. Macrob. Sat. 1.11.36-40; Varro LL 6.18; Plut. Rom. 29; Camil. 33-36. [назад]

8. Liv. 1.16.1: Caprae palus; Ovid Fasti 2.491: Caprea palus. [назад]

9. Covella - Convella - Varro LL 6.27; Macrob. Sat. 1.15.10-11. [назад]

ЧЕТЫРЕХМЕСЯЧНЫЙ ГОД

(из статьи V.L.Johnson, Natalis urbis and Principium anni, TAPhA 91 (1960) 120)

 

6

 

 

 

 

14

 

 

22

30

 

ноны

 

 

 

 

иды

 

 

X до календ

предкаленды

МАРТ

Ведийову

 

 

 

 

Анне Перенне

 

 

ТУБИЛЮСТРИЙ

Луне на Авентине

Июль

Ноны Капротины

Праздник служанок

Консу

Палес II

ПОПЛИФУГИЙ ?

 

 

 

НЕПТУНАЛИИ

Ноябрь

 

 

 

 

 

Феронии

Фортуне

Праздник Йова

 

8

16

24

 

VII до ид

XVI до календ

VIII до календ

АПРЕЛЬ

 

ФОРДИСИДИИ

ВИНАЛИИ

Август

 

 

ВОЛКАНАЛИИ

Декабрь

 

КОНСУАЛИИ

ЛАРЕНТАЛИИ

Праздник Йова

 

2

10

18

26

 

V до нон

V до ид

XIV до календ

VI до календ

МАЙ

 

ЛЕМУРИИ II

СентябрьЯнварь

 

АГОНИИ

 

4

12

 

20

 

28

 

III до нон

III до ид

 

XII до календ

 

IV до календ

ИЮНЬ

Беллоне

МАТРАЛИИ

Фортуне

Минерве на Авентине


Публичным Ларам

Юпитеру Статору

Октябрь

Открытие Мундус

ФОНТИНАЛИИ

Февраль

Источник информации: История Древнего Рима
 

© "Календари", 2000-2001. Андрей Лебедев.
Размещено на сервере Narod.ru.
Поиск по сайту через Yandex.
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Апорт Top 1000 TopList

Используются технологии uCoz