Календари
В&K: Статьи и литература:

Евгений Федюнькин
Уникальное открытие

14 января 1997 г. мир был потрясён уникальным открытием, которое совершил корифей науки В.Губанов. Суть открытия изложена в монографии "Почему старый стиль точнее нового", опубликованной на страницах <дубненской> газеты "Встреча" (№ 2). Речь идёт о календаре. Попутно выясняется, что о преимуществах нового (григорианского) стиля перед старым (юлианским) клевещут "околоцерковные интеллигенты" и журналисты, которыми, в свою очередь, манипулируют "силы политические", подбрасывая им такого рода разрушительные идеи.

Ознакомившись с откровениями г-на Губанова, автор настоящих заметок пришёл в дикий восторг, прослезился и тут же послал в Стокгольм телеграмму с требованием выдать корифею Губанову сразу две нобелевских премии.

Тропический год (промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия) содержит 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Синодический месяц (промежуток времени между повторениями фаз Луны) содержит 29 суток 12 часов 44 минуты 3 секунды. Двенадцать лунных (синодических) месяцев содержат 354 суток 8 часов 48 минут 34 секунды.

С фазами Луны связана масса значимых для человека природных явлений — от морских приливов до менструальных циклов, с временами года — разливы рек, сельскохозяйственные работы и т.д. Для простоты расчётов хотелось бы, чтобы месяц содержал целое число дней, а год — целое число месяцев. но это невозможно, поскольку указанные величины несоизмеримы. Следовательно, нужен компромисс.

Календари бывают лунные, солнечные и лунно-солнечные.

В лунном календаре (например, мусульманском) месяц начинается с новолуния. Поскольку 12 лунных месяцев короче тропического года почти на 11 дней, даты времён года в таких календарях ежегодно сдвигаются на 10-12 дней. В нынешнем году мусульманский новый год (1 Мухаррама) наступит 9 мая, а в будущем — 28 апреля. Неудобно, но так решил Мухаммед <да благословит его Аллах и приветствует!>.

Почти все календари древнего мира (вавилонский, греческий, старославянский) были лунно-солнечные. Попытка поймать двух зайцев сразу: чтобы месяц начинался с новолуния и чтобы даты времён года не особенно сдвигались. Для этого приходилось периодически дополнять год тринадцатым месяцем.

Наш календарь (и юлианский, и григорианский) — солнечный, в нём не требуется, чтобы месяц начинался с новолуния. Однако, само деление года на 12 месяцев показывает, что по происхождению он — лунно-солнечный. Поскольку в тропический год не укладывается целое число дней, в хорошем солнечном календаре должна быть обеспечена вставка дополнительных дней так, чтобы, с одной стороны, даты времён года как можно медленнее сдвигались, и, с другой стороны, чтобы рецепт этой вставки был простым. Первым солнечным календарём был, вероятно, древнеегипетский гражданский календарь.

Чем же отличается юлианский календарь от григорианского?

В юлианском календаре год содержит 365 дней, если его номер не делится нацело на 4. В противном случае год называется високосным и содержит 366 дней. Вот и весь рецепт. Из каждых четырёх последовательных лет один год будет високосный и три — простых.

В григорианском календаре рецепт такой же, за исключением вековых лет (номера которых кончаются на два нуля). Вековой год считается високосным только в том случае, если номер столетия делится нацело на 4. В юлианском календаре ВСЕ вековые годы — високосные. 2000-й год по обоим календарям будет високосный (20 делится нацело на 4), а вот 2100-й по юлианскому календарю будет високосный, а по григорианскому — нет (21 не делится нацело на 4).

В. Губанов сетует, что григорианский календарь плох тем, что СЛОЖНЕЕ юлианского. Дополнительное умственное усилие, которое требуется раз в сто лет, оказалось чрезмерным для нашего Корифея!

Какие же преимущества даёт григорианский календарь? В юлианском календаре ошибка в одни сутки (например, сдвиг даты равноденствия) накапливается за 128 лет. В григорианском календаре такая же ошибка накапливается только за 3333 года.

Именно в этом смысле григорианский календарь точнее юлианского и ни в каком другом! Судя по тексту статьи, господин Губанов это прекрасно знает и лжёт вполне сознательно. Иван Пнин говорил: "Если можно не позволить одну истину, то должно уже не позволить никакой, ибо истины между собой составляют непрерывную цепь". Пример г-на Губанова подтверждает сказанное.

Вопреки утверждению Корифея юлианская дата (Julian Date) никак не связана с юлианским календарём. Это — непрерывный счёт дней, начиная с 1 января 4713 г. до Р.Х. (католическое Сотворение мира), введенный для удобства расчётов, особенно в астрономии. 1 янв. 1 г. соответствует 1721058 JD, 1 янв. 1997 г. соответствует 2450449 JD. Теперь даже наш Корифей легко подсчитает, сколько дней миновало от рождества Спасителя! В последнее время юлианской датой называют непрерывный счёт дней с любого фиксированного момента, например, с начала года.

Утверждение, что следующий век будет юлианским, просто бессмысленно. Во-первых, можно говорить только о совпадении системы високосных лет по обоим календарям, и, во-вторых, это имеет место в XX, а не в XXI столетии, поскольку вековой год оканчивает, а не начинает столетие.

Господин Губанов испытывает чувство искреннего омерзения к современному календарю, поскольку он "происхождением своим связан с языческими празднествами (римскими календами, от которых и происходит слово календарь)". Во-первых, тут странное нарушение логики. Выходит, юлианский календарь с богомерзкими языческими игрищами никак не связан? Как же так, если григорианский календарь — минимальная модификация юлианского?! Во-вторых, хочу успокоить Корифея: слово "календарь" никакого отношения к языческим игрищам не имеет! Календами (calendae) римляне называли первый день месяца, от слова calare — провозглашать, так как начало каждого месяца провозглашалось понтификами на народных собраниях. Календами называлось также новолуние. Подвела Корифея нелюбовь к иностранным словам! Календы, сатурналии, инаугурация... Тьфу, мерзость! То ли дело слово "високосный", что-то своё, родное, посконное слышится — "косить"... А, между прочим, этимология этого слова достаточно любопытна. В Риме дополнительный день года вставляли после шестого дня до мартовских календ — bis (повторно) sextus (шестой), поэтому удлинённый год назывался bissextilis, в русском языке это превратилось в "високосный". Римляне считали дни не вперёд, как мы, а вспять: вместо "30 января" римлянин сказал бы "3-й день до февральских календ".

В Киевской Руси, кроме собственного лунно-солнечного календаря (с вставным 13-м месяцем), пользовались и римским. Например, в "Сказании о Борисе и Глебе" (XI век) читаем, что смерть Бориса наступила "месяца иоюлия в 24 день, преже 9 каландъ а(в)густа". С течением времени слово "каланды" превратилось в "коляды".

Корифей испытывает чувство искреннего негодования к папе Григорию XIII и числу "21": "Мифическое 21 марта возникло по указу римского папы, который воздал этому числу неподобающую честь". Далее: "Если бы возникла необходимость закрепить весеннее равноденствие за определённым числом, не лучше ли было сохранить тот день равноденствия, который был при Рождестве Христа или Его воскресении?" Г-ну Губанову кажется, что календарь — нечто данное свыше от начала времён! А, между прочим, календари придумывают люди, и именно от этих людей зависило на какую КАЛЕНДАРНУЮ ДАТУ придётся то или иное астрономическое явление. Юлианский календарь, как известно, был придуман египетским жрецом Созигеном и римским диктатором Цезарем и введён в действие 1 января 45 г. до Р.Х. По указу Цезаря новый год был перенесён на 1 января (по той простой причине, что 1 янв. 45 г. до Р.Х. в 18 час. 16 мин. было астрономическое новолуние). Если Корифей придаёт ДАТЕ весеннего равноденствия сакральный смысл, то почему эту дату установил какой-то языческий диктатор?! Ему было видение свыше? Об этом что-нибудь сказано в Библии? Если же придавать сакральный смысл тому, что было во времена Христа, то почему бы не ввести в действие тот календарь, по которому жил Христос?! Это — еврейский календарь. И пасху Христос праздновал еврейскую. Правда, и западная, и восточная церковь возражают против совпадения христианской пасхи с еврейской... Но Корифей вполне может отпраздновать 2 октября 1997 г. новый 5758 еврейский год (1 Тишри)!

Если быть ревнителем "древнего благочестия", то нужно это делать последовательно и, в частности, отказаться от христианской эры (эры "от Рождества Христова"), введённой на Руси 1 января 1700 года врагом рода человеческого Петром I вместе с немецкой ёлкой и прочими сатанинскими атрибутами. В Святой Руси счёт лет вёлся, как известно, от Сотворения Мира (точнее — от сотворения Адама), которое случилось в 5508 году до Р.Х. Так что у Корифея ещё есть возможность благочестиво отпраздновать новый 7505 год!

Христианскую эру придумал монах Дионисий Младший, скиф по происхождению. Новое летоисчисление было введено в 248 г. эры Диоклетиана (532 г. от Р.Х.). Вероятно, не обошлось без ошибок. Точно известно, что царь Ирод умер в 4 г. до Р.Х. Как же тогда быть с избиением младенцев? Кто ошибается, Дионисий или евангелисты? Видите, господин Губанов, как опасно заниматься буквоедством! Между прочим, на этот факт обращал внимание ещё Христос в споре с книжниками.

Корифей указывает, что "в современных названиях месяцев, в их расположении даже и здравого смысла нет". Действительно, например, декабрь (december) значит "десятый"! Смысла здесь не больше, чем в названиях дней недели. Что такое "понедельник"? Буквально — "после недели". Чепуха, если не знать, что когда-то воскресенье называлось "неделей"! По свидетельству Варрона, Плутарха и др. год у римлян первоначально содержал 10 месяцев — от марта до декабря. Январь и февраль были добавлены Нумой Помпилием около VII века до Р.Х.

Любопытно, как Корифей относится к недельному циклу, который пришёл к нам из Вавилона? Считалось, что каждому из семи дней недели покровительствует одна из семи планет, которые, в свою очередь, являлись зримым воплощением мерзких языческих идолищ!

Мне непонятна нелюбовь г-на Губанова к языческому происхождению элементов человеческой цивилизации. Ведь все мы вышли из язычества! Исключение я готов сделать разве что для предков г-на Губанова, которые, вероятно, ещё будучи питекантропами поклонялись триединому православному Богу.

Я кончаю обсуждение чепухи, которую нагородил В. Губанов, неизменно ссылаясь на авторитет науки. Как же именно Корифей доказывает, что старый стиль точнее нового? Обратите внимание на табличку в статье. В ней сравниваются даты начал астрономических времён года с соответствующими датами по обоим календарям. <Например, в XX и XXI веках григорианскому 21 марта соответствует юлианское 8 марта, что численно ближе к 1 марта.> Делается вывод, что юлианские даты <1 марта> ближе к астрономическим <юлианское 8 марта>. Но разница между, например, астрономической весной и гражданской весной такая же, как между государем и милостивым государем! Астрономическая весна — термин, обозначающий отрезок времени от момента весеннего равноденствия до момента летнего солнцестояния. Гражданская весна — понятие условное. Когда весна начинается? Потеплело, снег тает — вот и весна пришла. В Краснодар она приходит раньше, в Архангельск — позже. Люди УСЛОВИЛИСЬ, что весна начинается 1 марта — и только!

Резонно задаться вопросом: почему Корифея не волнует накопление календарной ошибки? Может быть, он получил по сотовому телефону от Создателя конфиденциальную информацию о том, что в ближайшие 100 лет наступит конец света? Тогда, действительно, можно наплевать на календарные проблемы! Есть, правда, небольшой нюанс. Корифей совершенно справедливо указывает, что в России новый год начинался 1 марта, но в 1492 г. от Р.Х. Московский церковный собор решил перенести начало года на 1 сентября. Почему? Дело в том, что в 1492 г. на Руси ждали конца света (шёл 7000-й год от Сотворения Мира!). Конец света, к сожалению, не состоялся — по этому поводу и был назначен Собор. И отцы-иерархи решились на небольшую календарную революцию — от греха подальше!

Легко подсчитать, что за какие-то 20 тыс. лет по юлианскому календарю накопится ошибка в полгода. Представляю, как отдалённый потомок Корифея в 30-градусную жару обратится к пастве со словами: "Братья и сёстры! Много лет назад в этот день родился Спаситель. Холодно было младенцу в вертепе. Бр-р-р!" Потом он достанет из архива "Встречу" № 2 <дубненскую газету>, прочтёт, что огурцы нужно сеять в апреле, и подумает: "Придурковатые были предки, кто же сеет огурцы осенью?!"

Разумеется, то, что церковь живёт по юлианскому календарю, затрудняет общение между церковью и мирянами. Но вопрос о календарной реформе в русской православной церкви неактуален. Почему? Вспомните, что случилось при царе Алексее Михайловиче, когда патриарх Никон ИСПРАВИЛ богослужебные книги, испорченные многочисленными переписчиками. Случился церковный раскол. Старообрядцы до сих пор плюются, услышав имя Никон. Пример г-на Губанова показывает, что такой же раскол случится и сегодня, если будет произведена календарная реформа. Нескоро ещё ветер реальной жизни сдует паутину "дремучести" с некоторых православных.

Григорианский календарь имеет для нас ценность по причине гораздо более важной, чем проблемы точности и удобства: по этому календарю живёт весь мир. Но Корифей ратует за возвращение России к юлианскому календарю, а это уже опасно. Понятно, что связи с остальным миром чрезвычайно затруднятся. Может быть скрытая цель Корифея состоит в самоизоляции России?! Не успел рухнуть железный занавес большевиков, как секта фундаменталистов-губановцев начала ковать новый — календарный занавес!

Похоже, Корифей думает, что весь мир погряз в скверне, и только ему, Губанову, ведома абсолютная истина. Но ведь это — грех гордыни! Монополию на истину имеет только Создатель. Человеку доступны лишь кусочки истины, лишь отдельные камешки мировой мозаики. Нам предстоит совместными усилиями восстановить целое. Чтобы мы были способны выполнить эту работу, Создатель вложил в наши головы волшебный дар аналитического мышления. Свой вклад в достижение великой цели сделает каждый представитель рода человеческого, независимо от его конфессиональной принадлежности, и даже (о, ужас!) неверующие — вероятно, таков замысел Создателя.

Приходится признать, что А. Беляев, обвиняя православие в "замкнутости, закрытости от иного мира", "уставщичестве, закостенелости в догматах, обрядах и т.п." ("Вести Дубны" № 148 от 24.12.1996 г.) прав в отношении, по крайней мере, НЕКОТОРЫХ православных. Это — в общем-то недалёкие люди, у которых вызывают чувство обострённой тревоги волны протестантских проповедей, гремящие через открытые границы России. Новая информация озаряет безжалостным дневным светом и выставляет на посмешище тот вздор, который они считают истиным православием. Отличительная черта этих людей — подсознательная ненависть к любым проявлениям интеллигентности.

К сожалению, РПЦ утратила навыки проповедничества и миссионерства. А ведь наши предки обладали этими навыками в полной мере — иначе откуда появилось православие на Аляске и в Калифорнии? Предки не сидели на собственной заднице, раздувая щёки от важности и не глядели с пренебрежительной ухмылкой в сторону непохожего и непривычного мира. Они были ЛОВЦАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ, как это заповедовал Христос.

Группа людей, присвоившая себе монопольное право на истину, — секта, один такой человек — религиозный фанатик. Я не вижу особой разницы между исламским и православным фундаментализмом. Исламские фундаменталисты, прийдя к власти в Иране, одели женщин в чадру, рубят руки за воровство и головы — за супружескую измену. Во что вы оденете нас, господин Губанов, в кафтаны и кокошники? Не хотите ли сжечь г-на Беляева как очевидного еретика?

Представьте себе, какая красота: на площади Мира <в Дубне> пылает костёр. Мэр <Дубны Валерий> Прох подносит к нему вязаночку дров. Из языков адского пламени высовывается мурло Беляева и восклицает: "O, sancta simplisitas!" Впрочем, указанный способ действия скорее подобает какому-нибудь паписту Савонаролле. В православии был принят иной метод умервщвления без пролития крови — уморить голодом — как, например, боярыню Морозову. Прекрасно освоила этот метод и правящая ныне в России олигархия: люди умирают с голоду посреди прилавков, наполненных продуктами — купить не на что! И всё же... И всё же жестоким и многоцветным языком изменяющегося мира с нами говорит сам Бог!

Возвращаясь к календарной теме, нужно сказать несколько слов о проектах новых календарей. Действительно, если отказаться от 12-месячного года и 7-дневной недели, то календарь можно организовать гораздо более рационально. Но имеются возражения со стороны различных религий, у которых с календарными датами и недельными циклами связаны религиозные праздники. Думаю, что реформы мирового календаря в обозримом будущем не будет. Ибо календарь должен работать не на разъединение, а на соединение людей.

21.01.1997 г.

Комментарии в угловых скобках проставил А. Беляев
 


Источник информации: Experimenta otiosa/Досужие опыты
 

© "Календари", 2000-2001. Андрей Лебедев.
Размещено на сервере Narod.ru.
Поиск по сайту через Yandex.
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Апорт Top 1000 TopList

Используются технологии uCoz