В&K: Статьи и литература: |
Чериан Ипен
"Некоторые практические предложения по унификации календаря"
(перевод с английского)
Введение.
Календарь - это система организации единиц измерения времени в течение исторически продолжительных периодов. В мире существует множество календарей и методов их ведения. Общим является только то, что день считается самой маленькой единицей календарного времени.
До 1582 года Христианские Церкви, и восточные и западные, пользовались, в основном, одним календарем, однако календарь сам по себе был технически недостаточно точным. В 1582 году Римский Папа Григорий XIII провел реформу календаря с целью повышения его точности.
Большинство Православных верующих спустя более 400 лет пока еще не приняло Григорианский календарь, главным образом потому, что реформа была проведена католиком.
Однако некоторые Православные Церкви в Сирии, Индии, Греции и других странах, уже приняли новый календарь, нарушая установленный в Православном мире порядок. Мы наблюдаем печальную для Православия картину, что в то время, как одна часть Православной Церкви отмечает великий праздник Воскрешения Господа, другая часть должна все еще поститься. Даже Рождество не отмечается всем Православным миром в один и тот же день.
Как же возникли эти различия? Существует ли какой нибудь путь разрешения различных точек зрения и нахождения единой основы календаря во всех Церквях? Таковы те вопросы, которым посвящена эта статья.
Две проблемы.
Для создания единого христианского календаря требуется решение двух практически независимых проблем.
Во-первых, это проблема несоответствия Юлианского Календаря, которого придерживаются многие восточные Церкви, и Григорианского Календаря, которым пользуются все Западные и некоторые Восточные Церкви. Между ними существует разница в 13 дней.
Во вторых, это проблема способа расчета Пасхальной даты. В отличие от праздника Рождества, который отмечается в определенный день 25 декабря, Пасха является переносимым праздником. Но Восток и Запад руководствовались несколько отличающимися способами вычисления даты Пасхи. Это также вносило существенные различия, и только иногда, по очень большой случайности, даты, рассчитанные этими двумя способами, совпадали.
На сегодняшний день среди Православных Церквей существуют три различных подхода к указанным вопросам.
а) Некоторые Православные Церкви следуют древней Восточной традиции как относительно календаря, так и относительно даты Пасхи.
б) Некоторые Церкви изменили календарь на Григорианский, но, что касается даты Пасхи, пользуются древним календарем и древневосточным способом вычисления этой даты.
в) Некоторые Православные Церкви приняли и новый календарь и западный способ расчета даты Пасхи.
Для того, чтобы ввести единство в широко распространенный в мире Христианский календарь, очень важным является понимание исторических корней существующих методов расчета праздничных дат.
Anno Domini
В течение последних столетий, "Anno Domini" (AD) или календарь Христианской Эры был широко раcпространен и принят во всем мире. Эра до Рождества Христа отсчитывается назад и называется "До Рождества Христова", кратко ДРХ, (Before Christ Era, BC - по английски, или "До Нашей Эры" - в светской литературе). До Христианского календаря римский император Юлий Цезарь утвердил календарь, который широко известен как Юлианский календарь. Этот календарь был модернизирован Римским папой Григорием XIII в 16-ом столетии и назван Григорианским.
Римская Империя и позднее Католическая церковь назвали этот Календарь "Anno Domini" или Эрой Иисуса, позднее ему придали статус " Христианской Эры".
В 525 г. монах и астроном Дионисий Малый (Dianyosious Exiguous) в результате своих исследований установил периоды РХ и ДРХ (BC и AD), основанные на вычисленной им дате рождения Христа. Католическая церковь одобрила тот календарь и начала внедрять его везде, где она имела влияние. Но позже, историки, религиозные ученые и даже сама Католическая церковь признали тот факт, что расчеты Дионисия не совпадают с научными данными. Иисус был рожден в Вифлееме, как сказано в Евангелии и других документах, во время правления Царя Ирода. Поскольку имеются достоверные данные, что Ирод умер в 4 году ДРХ, современные ученые и историки пришли к выводу, что рождение Христа могло быть в году смерти Ирода или раньше. С другой стороны перепись населения римским императором Августом, проводилась в 7 году от РХ и согласно Евангелия точно совпала с месяцем рождения Иисуса. Эти факты подтверждают несовпадение установленной даты Рождества, с реальной датой Рождения Иисуса. Христианские церкви уже официально приняли этот факт.
Так, мы не знаем, когда точно Иисус был рожден! Это может быть между 4 годом ДРХ и 7 годом от РХ, и также мы не знаем точно, было ли это 25 декабря или 7 января.
Дионисий Малый допустил ошибку не только в вычислении и фиксации года Рождения Христа, но и начало исчисления Христианской Эры, установленное им с 1 года, также ведет к серьезной путанице. Фактически, он должен был начать Христианский календарь с Нуля , или с 0 AD. Только, если календарь начинается с 0 года, то с началом 10-ого года наступает новое 10-летие. Иначе, при наступлении 10 года проходит фактически 9 лет. Та же самая ошибка случается и в вычислении столетий и тысячелетий. Поэтому вовсе не в 2000, а в 2001-ый год началось третье тысячелетие.
Неспособность начать новое летоисчисление с нуля Дионисием не была ошибкой его вычислений, или недостатком интеллекта. Римская нумерация не содержала число нуль. (Индийцы ранее основали систему счисления, которая включает нуль. После 9-ого века арабы ввели новую нумерацию, в которую, по примеру индийской системы, включен нуль. Европейцы переняли систему счисления от арабов, на два или три столетия позже. Поэтому Европейцы называют старую систему счисления как Римскую. Индийскую нумерацию, которую они переняли у арабов, европейцы называют Арабской. Только после VIII-IX веков, когда арабы под знаменем Пророка захватили южную Европу, европейцы освоили нулевую систему счисления). Но к этому времени концепция Эры Христа была в целом сформулирована, и Христианский календарь (Anno Domini) стал основной мировой версией календаря.
Мировые календари
Как уже отмечено, Григорианский календарь не является единственным для всего мира. В соответствии с современными оценками в мире используются около сорока различных календарей.
Для примера приведем даты некоторых календарей, используемых различными странами мира и историками по отношению к нашему времени, к началу 2002 года РХ (AD)
6238 - Древний Египетский Календарь
5762 - Иудейский Календарь
5202 - Древний Индийский Бхарата Календарь Калиюгама
5121 - Календарь Древних Индейцев Майа
4700 - Черный год Лошади и Воды - по Китайскому (Синтоическому) циклическому Календарю.
2755 - Древний Римский (Юлианский) Календарь
2751 - Древний Baвилонский Календарь
2546 - Буддистский Календарь (Япония, Китай, Юго-Восточная Азия)
2002 - от РХ, по Григорианскому календарю
1923 - Календарь Бхарата Сака Варшам (Индия)
1422 - Мусульманский Календарь (или Хиджра)
1380 - Персидский Календарь
210 - Календарь Французской Революции
Рассмотрим некоторые календари подробнее.
Юлианский Календарь
Ранняя Церковь следовала календарю, который был официально введен Юлием Цезарем в 46г. до Р.Х. Согласно данным египетских астрономов в Александрии под руководством Созигена, которые были тогда лучшими специалистами в этой области, продолжительность года составляла 365 дней и 6 часов. Юлий Цезарь, основываясь на их рекомендациях, ввел календарь, в котором обычный год должен длиться 365 дней и один год из четырех должен быть високосным с 366 днями.
Но александрийские астрономы допустили небольшую (для своего времени) неточность. В те времена было очень трудно точно рассчитать продолжительность года. Для этого приходилось отмечать точку Зодиака и затем ждать целый год, чтобы выяснить, сколько времени потребуется Солнцу, чтобы вернуться в ту же самую точку Зодиака.
Согласно современным вычислениям продолжительность года равна 365 дней, 5 часов, 48 минут и 46 секунд. Таким образом с 46 г. до Р.Х. набегала ошибка, равная 11 минутам и 14 секундам, на каждый год.
Так, если в 2002 г. от Р.Х воспользоваться Юлианским календарем, мы ошиблись бы в вычислениях 2002+46=2048 раз по 11 мин. и 14 сек. Это создает ошибку, почти равную 16 дням. Однако, фактически, расхождение между Юлианским и Григорианский Календарем, которым мы пользуемся в государственной и коммерческой деятельности, составляет только 13 дней. Это произошло из-за другой ошибки, некой случайности, которая произошла сразу же после смерти Цезаря.
Цезарь умер в 44 г. до Р.Х., то есть в первый високосный год после календарной реформы. Его последователи не совсем понимали замыслы Цезаря. И високосным годом считали каждый третий год вместо каждого четвертого .
В 46 г. до Р.Х. день весеннего равноденствия был 25-ого марта. Во время Никейского Церковного собора день весеннего равноденствия был на 4 дня раньше, 21-ого марта. Накопившаяся ошибка к тому времени составила четыре дня. Никейский собор для расчета даты Пасхи зафиксировал 21-ого марта как день весеннего равноденствия.
В тринадцатом столетии в Юлианском Календаре была ошибка в 7 дней, а к 16-ому столетию ошибка накопилась до десяти дней. Другими словами день весеннего равноденствия пришелся на ll-ого марта, вместо 21-ого, как было установлено Никейским собором.
Григорианский Календарь.
Календарь, которым теперь пользуются большинство правительств, международных агентств и западных Церквей, является результатом реформы, проведенной по инициативе Римского папы Григория XIII в 16-ом столетии после многих лет изучения и подготовки. В реформе нуждались в течение многих десятилетий.
Величина ошибки уже была правильно установлена к 13-ому столетию. Но соборы Римской Церкви в Констанции, Базеле, Латерани (1511 г.), и даже в Тренте (1563 г.) могли только вынести резолюции о том, что этим вопросом нужно заниматься. И только Римскому Папе Григорию XIII в 1582 году хватило мужества и влияния предложить конкретное решение и получить его одобрение.
Пришлось решать три проблемы.
Во-первых - необходимо было очень точно рассчитать продолжительность солнечного года. Во-вторых, необходим был какой-нибудь способ корректировки ошибки, уже накопленной за столетия. В-третьих, практический календарь надо было составить так, чтобы можно было избежать ошибки в будущем.
Такой календарь был разработан профессором медицины города Перудже Алоизием Лильо и утвержден папской буллой.
1) Папа Григорий издал буллу (декрет) о том, что день, следующий за 4-ым октября, будет считаться 15-ым октября 1582 года. Это уменьшило тот год на 10 дней и привело календарь к современному состоянию.
2) Он также установил декретом, что не все круглые вековые годы, т.е., 1600, 1700, 1800 и т.д. будут високосными, хотя они и делятся на четыре. Только, если первые две цифры делятся на 4 , они будут считаться високосными. Другими словами, 1600 - високосный год, так как 16 кратно 4. Но 1700, 1800 и 1900 - невисокосные годы, потому что 17, 18 и 19 не делятся на 4. Год 2000, однако, был високосным, так как 20 кратно 4.
Все Православные Церкви отказались принять папскую реформу. Большинство Протестантских государств Европы также сначала не приняли Новый Стиль. В то время (1582 год) разница между этими двумя календарями составляла 10 дней. К 1700 г., разница стала на один день больше, т.к. в том году по старому стилю было 29 дней в феврале, в то время как по Новому Стилю было только 28. В 1800 году разница составила 12 дней, к 1900-ому она стала 13. Она останется такой же в 13 дней до 2100 года, после чего разница составит 14 дней.
В Григорианском календаре также есть небольшая неточность. Григорианский год на 0,26 секунд дольше, чем на самом деле в соответствии с самыми последними современными астрономическими расчетами. Потребуется более 3323 лет прежде, чем в Григорианском календаре появится ошибка, равная одному целому дню, поэтому для практических целей этой погрешностью можно пренебречь.
Новый календарь почти сразу был принят в Италии, Испании, Португалии, Франции, Польше и ряде других стран. Будь эти изменения сделаны столетием раньше, то есть перед Реформацией, то весь западный мир, возможно, сразу последовал бы новому календарю. Только к 1700 г. протестантские Германия и Нидерланды приняли Новый Стиль; Англия и Швеция последовали за ними соответственно через 52 и 53 года,
Советская Россия приняла в качестве государственного календаря в 1918 году, Индия приняла этот календарь после провозглашения независимости в 1947 году, Китай принял его после революции 1949 года.)
Практически все государства мира, кроме ряда Исламских, теперь пользуются этим календарем
Иудейский Календарь
Следует добавить несколько слов об Иудейском (Еврейском) календаре, который важен для расчета даты Пасхи.
Иудейский календарь является одним из самых сложных из всех нынеших и прошлых календарей. Число месяцев в году может быть 12 или 13, некоторые месяцы могут иметь то 29, то 30 дней. Обычный год может иметь продолжительность 353, 354 или 355 дней, а високосный - 383, 384 или 385 дней, причем правила, по которым устанавливается продолжительность месяцев и годов очень сложны, и для их изложения требуются многостраничные определения (что выходит за рамки настоящей работы). Еврейский календарь вообще непериодический, он основан не на повторяющейся последовательности годов, а на специальных вычислениях (в настоящее время весьма точных). А в древние времена Иисуса он был не только сложным, но и субъективистским.
Иудейский месяц длится от одной новой луны до другой. В древние времена начало месяца определялось путем наблюдения. Фактическая продолжительность лунного месяца заключена между 29 и 30 днями. При заходе солнца на исходе 29-го дня месяца наблюдатели следили, появится ли новая луна; если два или более человека вместе видели новую луну, то они сообщали об этом в Синедрион (верховный религиозный совет), который мог утвердить либо 29-дневный месяц, либо - 30-дневный. Тот же Синедрион решал в конце года будет ли в текущем году 12 месяцев, либо 13. Синедрион извещал людей Израиля о начале нового месяца и года огненными сигналами или другими способами. Никакие письменные свидетельства о ведение этого календаря до нашего времени не дошли.
Особенности Иудейского Календаря оказали большое влияние на расчеты дат Христианской Пасхи. Из вышеизложенного явствует, что точно рассчитать, в какой день (согласно современным календарям) происходила Иудейская пасха во времена Понтия Пилата практически невозможно.
Метонический цикл
Греческий (Афинский) астроном Метон, который жил в 5-ом веке до Р.Х. разработал формулу зависимости между солнечным годом и лунным месяцем. Эта формула использовалась в Александрии для вычисления даты Еврейской Пасхи и позже Христианской Пасхи. Эта формула выглядит так:
19 солнечных лет = 235 лунных месяцев.
Это соотношение обеспечивает точность до 500 лет, и может помочь нам вычислить дату Пасхи по меньшей мере на 5 столетий. Но в это соотношение заложена та же ошибка, что и в Юлианский Календарь, а именно, что солнечный год равен 365 дням и 6 часам. (Фактически 365 дней, 5 часов, 48 минут и 46 секунд).
Таким образом, продолжительность Метонического лунного месяца согласно вычислениям составляла:
19x365,25/235 = 29.530851 дней
Современные исследования показывают, что точная средняя величина лунного месяца составляет 29.530588 дней. Разница между 29.530851 и 29.530588 днями кажется совершенно незначительной, т.е. 0.000263 дня. Такая незначитльная разница, накопленная более чем за 308 лет, составит один целый день. В 400 г. от Р.Х. было обнаружено в Александрии, что дата полнолуния отличалась примерно на 5 дней по сравнению с рассчитанной по Метоническому циклу.
Постоянство и перемещаемость Пасхальной даты.
Единый расчет даты Пасхи - намного более сложная задача, чем унификация календаря и церковных праздников с фиксированными датами.
Сегодня мы сталкиваемся с двумя вопросами. Первый: почему Пасха стала подвижным церковным праздником? Не мог ли быть он постоянным в какой-либо день и месяц года? Второй вопрос: почему Западная Пасха и Восточная Пасха часто попадают на различные даты? Нельзя ли найти общее решение такое, чтобы Пасха могла отмечаться всюду в один и тот же день?
Пасха - самый старый Христианский праздник. Это был великий день радости и надежды, веры и победы для всех Христиан. Все другие важные праздники ранней Церкви были рассчитаны в зависимости от праздника Воскрешения: Вербное Воскресение - неделей раньше, Страстная Пятница - за 3 дня, День Святой Троицы - семью неделями позже и так далее.
Знали ли люди месяц и день распятия на кресте Христа? Да, знали. Это было 14 или 15 числа месяца Нисана по иудейскому календарю, в дни Иудейской Пасхи.
В ранние столетия Синедрион назначал, какой год должен иметь тринадцатый месяц. Поэтому нельзя точно назвать, когда фактически было 14 или 15 число Нисана в годы жизни и смерти Христа.
Те, кто не следовал Иудейскому календарю, затруднялись установить фиксированный день Пасхи в календаре. В Римской Империи, словосочетание "14-ое Нисана " не было бы даже понято. Если бы дата была установлена согласно Римскому (Юлианскому) календарю, то дата Христианской Пасхи могла стать полностью несовпадающей с Иудейской Пасхой. А для ранних Христиан большинство которых, включая Апостолов, были евреи, смерть и воскрешение Иисуса Христа были связаны с Иудейской Пасхой. Так что они не были склонны к фиксации даты, например, как второе воскресенье в апреле или что - нибудь в этом роде. Христианская Пасха по их мнению должна была праздноваться в то же время, что и Иудейская.
Практика в странах Малой Азии была такова, что распятие на кресте отмечали в 15-ый день Нисана (на следующий день после Иудейской Пасхи) и Воскрешение в 17-ый. Для них не имело значение, были ли 15-ый и 17-ый день Нисана пятницей и воскресеньем соответственно.
В других провинциях Римской Империи христиане придерживались других точек зрения. В Риме и Александрии - Латинская и Коптская Церкви решили отмечать ежегодно каждое воскресенье после 14-ого дня Нисана, как праздник Воскресения . Они, однако, ради независимости от Иудейского календаря, позже постановили, что Пасха должна праздноваться в "первое воскресенье после полнолуния после весеннего равноденствия".
Римская Церковь заявила, что так было установлено св. Петром и св. Павлом. Но даже в Риме и Александрии праздник не всегда совпадал в один и тот же день. В более раннем периоде в Риме день весеннего равноденствия был 25-ого марта, в то время как в Александрии он был 21-ого марта.
В Антиохии Сирийская Церковь праздновала Пасху в воскресенье после Иудейского Пасхи. Во Франции (Галлии) решили следовать фиксированной дате, т.е. 25-ого марта - распятие и 27-ого - Воскрешение. Монтанисты в Малой Азии отмечали Пасху в воскресенье после 6-ого апреля .
Споры о правильность даты Пасхи бушевали в течение второго столетия. Римские Папы настаивали, чтобы римская практика была нормативом для всех церквей мира. Азиатские церкви определенно отвергали ее.
Только на соборе в Никее церковные иерархи пришли к согласию в этом вопросе.
Собор в Никее (325 г. по Р.Х.).
В 325 году по Р.Х. в городе Никее (ныне в Турции) состоялся Первый Вселенский собор, который имел большое значение для единения Христианского мира и который, в частности, по вопросу празднования Пасхи постановил:
а) все христиане должены праздновать Пасху в одну и ту же дату,
б) это всегда должно быть воскресенье,
в) вычисление Христианской Пасхи не должно зависеть от Иудейского календаря, который нерегулярно переносится Синедрионом,
г) однако, необходимо соблюдать осторожность, чтобы Христианская Пасха не попала на тот же самый день, что и Иудейская Пасха, вычисление христианской Пасхальной даты должно быть связано с солнечным равноденствием, так, чтобы никогда не могли праздноваться две Пасхи в одном солнечном году, даже если в том же году произойдут две Иудейских Пасхи.
В конкретных терминах Решение Никейского собора состояло в том, что весь Христианский мир должен праздновать Пасху "В ВОСКРЕСЕНЬЕ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ ПОЛНОЙ ЛУНЫ ПОСЛЕ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ".
Как известно из основ астрономии, днем весеннего равноденствия называется тот день весной, когда продолжительность дня равна продолжительности ночи, такой день, согласно Григорианскому календарю наступает 21-ого марта.
Решение Никейского собора теперь соблюдается и на Западе и на Востоке, но несоответствие между Востоком и Западом все еще остается.
Почему все еще cохраняется несоответствие?
Никейское решение не улаживало проблему всесторонне. Рим и Александрия не пришли к согласию даже при том, что они использовали тот же самый Юлианский Календарь и ту же самую Никейскую формулу. И эта проблема продолжаетcя до нашего времени. Известен факт, что даже в 326 году, т.е. на следующий год после Никейского собора, также как и в 330, 333, 340, 341 и 343 гг. латинцы (римские христиане) праздновали Пасху в день, отличный от александрийцев. Имелись четыре причины для несоответствия.
Во-первых, начало солнечного года. Александрийцы и римляне следовали различным методам. Римляне всегда начинали год в первый день января (feria prima), а александрийцы -1 числа месяца тота по египетскому календарю, или 29 августа по юлианскому календарю.
Во вторых, и римское и александрийское вычисления полнолуния были неправильны. Латинцы фиксировали полнолуние несколько раньше, а александрийцы несколько позднее.
В-третьих, равноденствие было установлено по-разному в Риме и в Александрии. В IV веке Рим объявлял весеннее равноденствие 18-ого марта, а Александрия - 21-ого.
В-четвертых, если первая полная луна после весеннего равноденствия попадала на субботу, латинские католики не праздновали Пасху на следующий день из опасения, что это совпадет с Иудейской Пасхой.
Через 18 лет после собора в Никее, собор в Сардисе (343 г. по Р.Х.) опять был вынужден мирить римлян и александрийцев друг с другом. После долгих дискуссий они согласились на общую дату Пасхи в течение следующих 50 лет. Но возобновление Арианских споров прервало соблюдающийся несколько лет компромисс. В 387г. мы находим промежуток в целых пять недель между Пасхой у александрийцев и римлян. Католики праздновали Пасху 21-ого марта, когда александрийцы были еще в начале Великого Поста, поскольку в Египте дата Пасхи в том году попала на 25-ого апреля. Почему?
Для католиков, 18-ое марта было днем весеннего равноденствия. Полная луна была 20-ого, а 21-ого было воскресенье. Так что они следовали Никейской формуле: "первое воскресенье после первой полной луны после весеннего равноденствия". Для александрийцев же весеннее равноденствие было 21-ого марта. Следующее полнолуние, согласно их вычислениям, было 20-ого апреля, а первое воскресенье после этого пришлось на 25-ого апреля. Так что они также следовали Никейской формуле "первое воскресенье после первой полной луны после весеннего равноденствия".
Аналогичная картина произошла в нынешнем 2002 году, когда христиане, следующие Григорианскому календарю, по которому день весеннего равноденствия приходится на 21 марта, проздновали Пасху 31 марта, после полнолуния 28 марта, а Русская Православная церковь, следующая Юлианскому календарю, по которому днем весеннего равноденствия также считается 21 марта, то есть 3 апреля (по Григорианскому стилю), будут праздновать 5 мая после следующего полнолуния. Разница, как и в IV веке составила 5 недель.
То, что весеннее равноденствие происходит 21-ого марта,а не 3-ьего апреля -весьма точный астрономический факт, который может быть проверен научным наблюдением. Если мы берем 3-ье апреля за день Весеннего равноденствия, то определенно допускаем техническую ошибку.
Некоторые практические предложения
Следующие предложения выдвинуты на рассмотрение руководства всех Христианских Церквей еще в 1968 году простым священником Сирийской Православной Церкви Востока отцом Павлом Григорием (ныне покойным) в порядке его личной инициативы:
1) Все Христианские Церкви объявляют официально, что они - за общую дату празднования Пасхи.
2) Основой согласия всех Христианские Церкви должно быть следование декрету Никейского собора 325 года Р.Х, который заявил полно и точно то, что:
ЕЖЕГОДНЫЙ ПРАЗДНИК ВОСКРЕСЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА ДОЛЖЕН ПРАЗДНОВАТЬСЯ ВСЕМИ ХРИСТИАНАМИ В ПЕРВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ ПОЛНОЙ ЛУНЫ ПОСЛЕ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ
то есть в воскресенье после первого полнолуния после 21-ого марта.
Это очень важно, поскольку решения Никеи 325 года, как и Символ Веры, являются идейным фундаментом всех Христианских Церквей.
3) Церкви решают вместе, должно ли соблюдаться древнее условие о том, что, если воскресенье после 14-ого дня Лунного месяца Пасхи совпадает с Иудейской Пасхой, то празднование должно быть перенесено на следующее воскресенье.
4) Все Православные Церковь совершают согласованные действия по внедрению единого календаря. Поскольку основой государственного и международного календаря является Григорианский, то разумно принять его за основу, причем назвать его можно каким-то новым именем. При этом потребуется осторожное просвещение своих прихожан прежде, чем это будет сделано.
5) Как только гармония церковного календаря с гражданским календарем будет достигнута, проблема даты Пасхи может быть легко решена следующими шагами:
а) все должны согласиться, что 21-ого марта - день весеннего равноденствия.
б) все должны договориться о точном Лунном месяце продолжительностью 29,530588 дней.
в) объединенная комиссия Церквей должна объявить даты Пасхи на грядущие 100 лет (до 2102 года).
г) такая комиссия может быть назначена совместно Всемирным Советом Церквей, Русской Православной Церковью и другими Православными Церквями, Римско-Католической Церковью, другими Церквями, которые не являются членами Всемирного Совета, всеми другими заинтересованными Христианскими организациями.
Эти предложения представлены мудрости Богом назначенных иерархов всех Церквей. Предложения будут, конечно, нуждаться в значительной модификации прежде, чем они будут, наконец, осуществлены. Назначение настоящей статьи - просто продвинуть обсуждение и облегчить действия иерархов Церквей.
Заключение
Имеются две проблемы Христианского календаря, о которых мы сказали в начале. Они обе весьма близко взаимосвязаны, как нам представляется.
Проблема, стоящая перед Православными Церквями, имеет вполне научно-техническую природу принятия точного солнечного годового календаря и точной формулы исчисления лунного месяца. Неверно считать Григорианский календарь католическим, ибо ряд зарубежных Православных Церквей уже перешли на Григорианский календарь, нисколько не поступившись Православными устоями, потому что это решение не противоречит никаким теологическим основам.
Эти вопросы фактически для астрономии, а не для богословия. Было бы полезно, если бы некоторые компетентные православные астрономы могли представить свое научно-техническое обоснование.Имеется, конечно, некоторая работа и для историка. Мы стремились смотреть на проблему календарной реформы с исторической точки зрения.
Кажется очевидным, что, если мы последуем решениям Никейского собора, которые могут быть точно установлены историками, и заключениям астрономов о свойствах солнечных и лунных календарей, мы должны получить однозначную реализацию дат главных Церковных праздников.
Окончательные решения, как, возможно, и инициатива действий, лежат не в области истории или астрономии, а в руках иерархов и народов Христианских Церквей.
(перевод с английского В. Тумаркина)
апрель 2002 года
Размещено на сервере Поиск по сайту через |
|