В&K: Статьи и литература: |
Андрей Андреев. Ошибка папы Григория XIII
Вернется ли Россия вновь к старому стилю?
Не знаю, заметили ли читатели, но начало нового века и тысячелетия в наступившем году можно было отмечать два раза: первый, "как полагается" - 1 января, а второй раз - в наш старый Новый год, в ночь с 13 на 14 января. Последний праздник связан с разницей старого и нового стилей: юлианский календарь, по которому прежде, до 1918 г. жила Россия и который и доныне сохранила Православная церковь, сейчас отличается от нового "григорианского" календаря на 13 дней, и поэтому Новый год, а значит и новый век, наступает в нем на 13 дней позже.
Какой из же этих новогодних праздников верный? Даже школьник легко ответит, что Земля делает полный оборот вокруг Солнца не за 365 дней и 6 часов (как предписывает юлианский календарь с его периодичностью - три года по 365 дней и один, високосный - по 366), а на несколько минут быстрее, с веками эти минуты накапливаются в дни - вот поэтому новый календарь и поправил ошибку старого.
И этот, казалось бы, очевидный школьный ответ будет совершенно неправильным!
Оказывается, новый стиль ничуть не точнее старого, а скорее наоборот. Для того, чтобы разобраться в том, что именно "врут календари", нужно понять как астрономические аспекты проблемы, так и ее исторические последствия и сам смысл календарной реформы Григория XIII, который весьма далек от школьных представлений о ней. Но начнем мы со обсуждения довольно сложных ответов на один простой вопрос.
Что такое год?
Как известно, Земля движется по кругу. Значит ли это, что вместе с Землей мы как бы движемся по кольцевой дороге и оказываемся спустя год у одних и тех же километровых столбиков? Иногда даже говорят, что наш день рождения означает как бы возвращение на свою "космическую родину", в ту точку пространства, где мы появились когда-то на свет.
Конечно же, нет. Во-первых, по представлениям современной физики никакого "абсолютного пространства", в точку которого Земля возвращалась бы из года в год, просто не существует. В этом смысле мир Эйнштейна с его относительностью движения, если можно так сказать, "закрывает" открытие Коперника и спор, что вокруг чего вращается - Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли. Ответ на него зависит от "точки зрения" или, как говорят в физике, от выбора системы отсчета.
Во-вторых, даже если мы выберем систему отсчета, которая "близка" к абсолютному пространству (скажем, свяжем ее с далекими звездами, которые будем считать неподвижными), то мы увидим, что не только Земля вращается вокруг Солнца, но и Солнце - вокруг центра Галактики со скоростью примерно 200 км/сек, в свою очередь, вся Галактика - относительно центра местного скопления галактик и т.д. Так что и в этом случае мы не вернемся в прежнюю точку, где были год назад. Таким образом, круговое движение Земли совсем не похоже на кольцевую дорогу, оно не имеет абсолютного смысла. Смысл имеет лишь относительное расположение Земли и Солнца, Земли и Луны, Земли и планет Солнечной системы, наконец, Земли и звезд. А, значит, и год будет неоднозначным понятием, зависящим от того, какое движение мы рассматриваем, и в какой системе отсчета. Убедимся в этом на наиболее очевидном для нас примере - солнечного года.
Что, вообще, может служить определением продолжительности года? Казалось бы, ясно - полный оборот Земли вокруг Солнца. Однако, мы, находясь на Земле, видим нечто иное: Солнце описывает дуги по небу, поднимаясь то выше (лето), то ниже (зима). Происходит смена времен года. Когда вновь наступает лето, Солнце так же высоко стоит над горизонтом, как и год назад. Поэтому, с земной точки зрения, год - это возвращение Солнца в какую-либо точку неба (по высоте). Таких точек, по отношению к которым удобно следить за течением года, выбирают несколько, но самой общепринятой является точка весеннего равноденствия.
Как точнее определить этот момент? Если смотреть с далеких звезд, то вся Земля вращается вокруг своей оси, но сама ось, т.е. Северный и Южный полюса, не вращается. Поэтому на полюсе нет смены дня и ночи, там полгода - день, а полгода - ночь. Но в момент весеннего равноденствия граница между днем и ночью на Земле проходит строго через земную ось (день равен ночи), а это значит, что на Северном полюсе происходит рассвет (а на Южном - закат). Итак, равноденствие - это конкретный, видимый на Земле момент, когда на Северном полюсе показываются первые лучи восходящего Солнца. Наблюдатель на Северном полюсе видит воочию границу года и может точно измерить его продолжительность: в астрономии она получила название тропического года.
Но помимо тропического года, проходящего между двумя весенними равноденствиями, существует и другой промежуток - звездный год. Именно он соответствует полному обороту Земли вокруг Солнца, если смотреть на них относительно далеких неподвижных звезд. Почему же они разные? Все дело в т.н. прецессии земной орбиты (известной еще астрономам древности). Если бы мы смотрели со звезд, то увидели, как момент нового равноденствия наступает немного раньше полного оборота Земли вокруг Солнца, до которого Земля "недокручивает" чуть больше 20 минут.
Приведем конкретные цифры: звездный год равен 365 дней 6 часов 9 минут 10 секунд, а тропический - 365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд. Как видим, Земля делает оборот вокруг Солнца не быстрее, как говорят в школе, а почти на 9 минут медленнее нашего юлианского года в 365 дней и 6 часов. Тропический же год, (а с ним, скажем, забегая вперед, и григорианский календарь), отстает от юлианского на 11 минут, а от астрономического - почти в два раза больше.
На какой же год опираются календари? Ответ здесь зависит от традиций и условий жизни цивилизации, которая составляла календарь. В древнем Египте, например, вся культура, земледелие тесно связаны с Солнцем, и даже день летнего солнцестояния приобретал священный смысл - в этот день происходил разлив Нила. Поэтому египтянами был составлен солнечный календарь, но не точный, поскольку год в нем длился ровно 365 дней, из-за чего день солнцестояния (как и равноденствия) постоянно смещался по календарю и описывал полный цикл за 1461 год, которому также было придано сакральное значение.
Однако, кроме солнечного существует еще и лунный цикл, внимание на который обращалось в календарях других древних цивилизаций (например, китайцы, евреи, мусульмане). Луна также периодично меняет фазы, на основе которых можно построить лунный календарь, в котором есть свой промежуток лунного года (12 месяцев, 354 дня). Поскольку лунному году не хватает до солнечного около 11 дней, то вводятся способы согласовать их в т.н. солнечно-лунных календарях с помощью добавочных месяцев, появляющихся с определенной периодичностью. Самый точный из календарей последнего типа (и, одновременно, самый сложный) - еврейский. Он предсказывает фазы луны настолько точно, что может дать ошибку в один день не более чем на масштабе 20 тысяч лет.
А теперь сделаем важное утверждение: юлианский календарь является солнечно-лунным, т.е. он согласовывает солнечный год с фазами луны так, что каждые 19 лет одни и те же фазы падают на те же числа календаря. Этот 19 летний цикл сохраняется с хорошей точностью - существенная ошибка в одни сутки набегает лишь за 300 с лишним лет.
Григорианский же календарь является чисто солнечным, поскольку он привязан только к тропическому году. Его главной отличительной чертой является то, что весеннее равноденствие всегда падает на 21 марта, в то время как в юлианском оно постепенно смещается в сторону более ранних чисел.
Григорианский календарь введен папой Григорием XIII в 1582 году. Римский папа выбросил из этого года 10 дней (с 4 по 14 октября), а также ввел правило, по которому в будущем из каждых 400 лет юлианского календаря для выравнивания с тропическим годом будут выбрасываться 3 дня.
Как можно оценить такое решение с астрономической точки зрения? Папа счел, что Солнце раньше "отставало", и поэтому решил "подтянуть" равноденствие к 21 марта (о том, зачем он это сделал - чуть ниже). Но как же быть с другими циклами: ведь Луна, остальные планеты, наконец, звезды не перешли по приказу папы в своих орбитах на 10 дней вперед! Относительное их движение "перетянулось" в другую сторону, т.е. привело к ошибке с опережением. Тем самым:
а) нарушилось согласование лунного и солнечного цикла, которое было в юлианском календаре, что привело к большой ошибке григорианского календаря по сравнению с лунным, причем эта ошибка носит неустранимый характер, так как только увеличивается с каждым новым "выкидыванием" дня;
б) значительно запутались астрономические вычисления положения планет на небе. Вся их периодичность расстроилась, т.к. в самом 1582 году оказалось на 10 дней меньше нужного.
в) с позиций небесной механики не очевидны сами преимущества нового календаря и его точность - ведь астрономический звездный год лучше приближается юлианским календарем!
Итак, астрономических, т.е. сугубо прикладных научных обоснований у нового календаря явно не хватает, иначе бы его ввели еще в глубокой древности, где о многих из этих неточностей уже прекрасно знали. Заметим, что и в новое время процесс принятия григорианского календаря в Европе растянулся почти на два века, и решающую роль в нем играли далеко не выгоды ученых. Зачем же был введен новый календарь?
Смысл календарной реформы
Почему именно тропический год был выбран для нового календаря? Иногда говорят, что он лучше соответствует "природному циклу". Да, если Вы живете на Северном полюсе - у Вас есть настоятельная необходимость пользоваться григорианским календарем. Но скажем в наших широтах приход весны едва ли зависит от дня весеннего равноденствия, а календарные недостатки заглушаются колебаниями климата.
Вам хочется "правильно" отмечать дни рождения? Но ведь мусульмане празднуют свои годовщины по чисто лунному календарю, который не согласован с солнечным (т.е. его месяцы смещаются по солнечному году)! А поколение наших дедов, родившихся до 1918 г. - все ли они переводили свои дни рождения на новый стиль? Ведь, в самом деле, день рождения - это лишь метка в году, возможность праздника, и вряд ли стоит озадачиваться при этом, в какой точке земной орбиты находишься.
Вообще, на наш взгляд, для гражданских целей годится любой календарь. Поэтому перейдем к главной содержательной особенности нашей проблемы: и юлианский и григорианский календарь являются церковными календарями и не могут рассматриваться в отрыве от церковных установлений. И хотя часто пишут, что григорианский календарь является "гражданским" или светским - это заведомая неправда, основанная на незнании конкретных фактов календарной реформы.
Церковный год в христианстве - это неразрывная связь неподвижных праздников, связанных с определенными днями года (как, например, Рождество - 25 декабря), и подвижных, отсчитываемых от важнейшего - Пасхи, определение которой связано с сочетанием солнечного и лунного календарей.
У реформы Григория XIII была сугубо церковная цель - скорректировать пасхалию, т.е. даты празднования пасхи. Эти даты были канонически установлены на знаменитом Никейском соборе в середине IV века н.э. в виде простого правила: пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия, приводились и конкретные даты полнолуний для 19-летнего лунного цикла. Однако, заметили папские ученые, равноденствие теперь ушло на 10 дней - в XVI веке оно наступало 11 марта, тогда как в IV веке - 21 марта. Отсюда следовал вывод - "вернуть равноденствие на надлежащее ему место", что дословно зафиксировано в папской булле. После этой операции, как считал папа, можно опять пользоваться каноническим правилом Никейского собора.
Но папа ошибся. Григорий XIII и его окружение показали полнейшее непонимание сути решения Никейского собора, смысла пасхалии, установленной, заметим, выдающимися учеными древности.
Празднование пасхи и приготовление к нему напоминает о евангельских событиях: распятии Христа, произошедшем в день пасхи иудейской, и его последующем воскресении. Важно, что иудейская пасха празднуется по еврейскому календарю 14-15 нисана (первый весенний месяц) и как раз соответствует полнолунию. Это полнолуние наступает после весеннего равноденствия, поэтому смысл Никейского канона - христианская пасха (день воскресения) празднуется в первое воскресенье после пасхи иудейской.
Но в результате "подтяжки" календаря на 10 (а теперь уже на 13) дней календарное согласование солнца и луны, т.е. между юлианским и еврейским календарями, сбилось, и поэтому первое полнолуние после весеннего равноденствия по новому стилю может наступить до иудейской пасхи. Католическая пасха тогда предшествует (а иногда даже совпадает) с иудейской пасхой, что нарушает сам смысл праздника. Это нарушение попадает под осуждение сразу нескольких церковных соборов, объявлявших тех, кто празднует христианскую пасху вместе с иудейской, - еретиками.
Итак, Никейская пасхалия (т.е. определение дат полнолуний исходя из 19-летнего лунного цикла в юлианском календаре) остается верной и сейчас, только это уже не обязательно первые, но могут быть и вторые полнолуния после весеннего равноденствия. Православная пасха всегда наступает после иудейской, как и должно быть по Евангелию. Таким образом, с церковной точки зрения календарная реформа Григория XIII потерпела полный крах, что и было зафиксировано уже в следующем 1583 году, когда патриархи восточных церквей осудили реформу. Но католики сохранили ее и даже постарались распространить на весь западный мир, что стало еще одним шагом в расколе наших цивилизаций.
В связи с этим интересно вспомнить, что введение нового стиля часто трактуют как "научное достижение" католической церкви, и это в эпоху расцвета инквизиции, когда через 18 лет они сожгут Джордано Бруно, через 30 лет - осудят Галилея!
Наконец, если новостильная пасхалия не верна, нельзя ли принять компромиссный вариант - сохранить старую пасхалию, но неподвижные праздники (например, Рождество) праздновать по новому стилю? Заметим, при этом теряется сама цель реформы Григория XIII - ведь он корректировал именно пасхалию. Но все-таки, пусть мы почему-то хотим иметь равноденствие именно 21 марта как неподвижную дату, а пасху праздновать по-старому, православно. Это не нарушает соборные постановления и, тем не менее, означает существенную богослужебную реформу, чреватую расколом. Ее последствия немедленно ощутит каждый верующий: ведь все неподвижные праздники сдвинутся тогда относительно подвижных на 13 дней вперед. Нарушится слагавшийся веками ритм церковного года, например, может, вообще, исчезнуть Петров пост - один из четырех важнейших в православии; а поскольку каждые сто лет разница стилей будет все увеличиваться, то смешение праздников будет все возрастать, а когда-нибудь (теоретически) даже Пасха может совпасть с Рождеством.
Итак, юлианский календарь, благодаря своей внутренней согласованности, единственный удовлетворяет требованиям церковного года. Отказ от него был бы тяжелейшей ошибкой, и именно поэтому его сохранила Православная церковь.
Зачем нужны две даты одного события?
Наконец, разберем "исторический аспект" календарной реформы - теперь в истории приходится писать две даты событий (по старому и новому стилю). От этих дат, в частности, зависит празднование юбилеев, и здесь также не обходится без большой путаницы.
Во-первых, двойная датировка применяется только для дореволюционной истории России, поскольку она еще на три века (до 1918 г.) удержала старый стиль. Но если быть последовательными, то почему бы не переводить на новый стиль и европейские даты до календарной реформы. Например, Колумб открыл Америку 12 октября 1492 года. Следуя логике Григория XIII в этом веке разница стилей составляла 9 дней, значит, по новому стилю это 21 октября. Но никто в Европе и Америке так не переводит, и широко отпразднованное 500-летие открытия Америки (1992), конечно, оперировало с первой датой.
Во-вторых, даже при переводе российских дат на новый стиль допускается принципиальное непонимание. Как известно, сейчас, празднуя юбилей, используется новостильная дата, соответствующая тому веку, в котором произошло событие: так, для XVIII века прибавляют 11 дней, для XIX - 12, для XX и доныне разница - 13 дней. Однако, это правило с позиций самой русской истории ошибочно, что мы сейчас и покажем.
Возьмем актуальный пример: А.С.Пушкин родился 26 мая 1799 г. по старому стилю. Прибавляя для XVIII века 11 дней, получаем 6 июня по новому стилю. Такой день был тогда в Западной Европе, например, в Париже. Однако, представим, что Пушкин сам отмечает свой день рождения в кругу друзей и уже в XIX веке - тогда это по-прежнему 26 мая в России, но уже 7 июня в Париже. В наши дни 26 мая старого стиля соответствует 8 июня нового, однако, 200-летний юбилей Пушкина был отпразднован все-таки 6 июня, хотя сам Пушкин его никогда в этот день не отмечал.
Смысл ошибки ясен: русская история до 1918 г. жила по юлианскому календарю, поэтому и ее юбилеи должны отмечаться по этому календарю, согласовываясь, таким образом, с церковным годом. Еще лучше связь исторических дат и церковного календаря видна из другого примера: Петр I родился в день памяти святого Исаакия Далматского (откуда и Исаакиевский собор в Петербурге). Следовательно, и сейчас мы должны отмечать его день рождения в этот праздник, который приходится на 30 мая старого /12 июня нового стиля. Но если мы переведем день рождения Петра по указанному выше правилу, "а какой день был тогда в Париже", получим 9 июня, что, естественно, ошибочно.
Так же происходит и с знаменитым праздником всего студенчества - Татианиным днем - днем основания Московского университета. По церковному календарю он падает на 12 января старого /25 января нового стиля, именно так мы сейчас его и празднуем, тогда как ошибочное правило, прибавляя для XVIII века 11 дней, требовало бы его отмечать 23 января.
Итак, правильное празднование юбилейных дат должно происходить по юлианскому календарю (т.е. сегодня для перевода их в новый стиль следует прибавлять 13 дней независимо от века). Вообще же, григорианский календарь применительно к российской истории, на наш взгляд, совершенно не нужен, как не нужны и двойные датировки событий, если только события не относятся сразу с русской и европейской истории: например, Бородинское сражение правомерно датировать 26 августа по российскому календарю и 7 сентября по европейскому, и именно эти даты фигурируют в документах русской и французской армий.
Вместе с читателями мы смогли убедиться: григорианский календарь астрономически необоснован, в церковном смысле ошибочен, а с исторической точки зрения бесполезен. Так нужно ли было России переходить на новый стиль? Этот вопрос еще до того, как его разрубили большевики, был поставлен в 1899 г. перед Ученой комиссией, образованной при Русском астрономическом обществе. Комиссия заключила, что "нет основания к введению в России заведомо неправильного Григорианского календаря". Но после революции мнение ученых уже не имело силы: новой власти было важно провести черту между собой и прежними историческими, культурными и церковными традициями России.
И все-таки прежний календарь остался жить - пока только в церковной жизни, но и к его полноправному возвращению в нашей стране, кроме ложной оглядки на Запад, не так уж много препятствий. А такова, по мнению ученых из комиссии 1899 г., одна из исторических миссий России - "сохранить юлианский календарь и через то облегчить и для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю".
Андрей Юрьевич Андреев,
кандидат исторических наук,
кандидат физико-математических наук,
доцент Исторического факультета МГУ.
Оригинал статьи находится на сервере: © «
Размещено на сервере Поиск по сайту через |
|