В&K: Статьи и литература: |
Календарный цикл Армянской Апостольской Церкви
(Выдержки из книги епископа Езника Петросяна "Армянская Апостольская Церковь")
В 301 году по Р.Х.. когда Армения приняла христианство в качестве государственной религии, старый жреческий неподвижный календарь был заменен Юлианским календарем.
Юлий Цезарь в 45 г. до Р.Х. произвел реформу римского календаря, приняв за основу солнечный год из 365 дней и 6 часов. Избыток в 6 часов за 4 года составлял один день. который прибавлялся к февралю каждого четвертого года, состоявшего, таким образом, из 366 дней и именовавшегося високосным.
Для своего времени преимущества реформы Цезаря были неоспоримы, но из-за того, что солнечный год состоит не из 365 дней и 6 часов, а из 365 дней 5 часов 48 минут и 46 секунд, разница в 1 1 минут и 14 секунд в год за 128 лет привела к ошибке в один день.
Во время понтификата Папы Григория XIII (1572-1585) разница, вызванная несовершенством Юлианского календаря, составляла уже 10 дней. День весеннего равноденствия, принятый на Никейском Вселенском Соборе (325 г.) за 21 марта, приходился на 11 марта. Папа Григорий XIII созвал Собор, который постано-вил принять проект календаря Перуджи Луиджи (Ало-изия) Лилио (1520-1576) и после четверга 4 октября 1582 г. отбросить накопившиеся с 325 года (то есть со време-ни Никейского Собора) десять дней, и следующим днем считать пятницу 15 октября. Таким образом, начиная с 1583 г. день весеннего равноденствия вновь приходится на 21 марта.
Для того, чтобы избежать подобной ошибки в будущем. Папа Григорий постановил считать високосными только те из вековых годов, число которых делится на 400 без остатка. Разница между Юлианским и Григорианским календарями, таким образом, заключается в том, что в Григорианском календаре каждые 400 лет за счет високосных годов прибавляется не 100 дней. как в Юлианском, а только 97. и в результате календарь почти соответствует астрономическому времени. В то время как Юлианский календарь дает ошибку в один день каждые 128 лет. Григорианский календарь дает расхождение в один день лишь за 3280 лет.
В 1582 году, посчитав Юлианский календарь устаревшим, его стали именовать старым стилем, а Григорианский календарь - новым стилем.
В плоть до 1924 г. Армянская Церковь руководствовалась старым стилем.
Переход на новый стиль был осуществлен повелением приснопамятного Католикоса Геворка V (1911 -1930) в энциклике № 349 от 6 ноября 1923 г. Согласно этому повелению с 1 января 1924 г. календарные вычисления в Армянской Церкви должны были осуществляться на основе нового стиля. В этой связи в энциклике отмечалось: "Мы, Верховный Патриарх Католикос Всех Армян и Глава Святой Армянской Церкви, сей патриаршей энцикликой постановляем принять к употреблению новый стиль начиная с 1924 года и праздновать все Господние и национальные праздники церковные по новому стилю".
Однако епархии Грузии, Нового Нахичевана, Северного Кавказа и Астрахани (ныне епархия Юга России), Греции, а также патриархия Иерусалима и др. продолжают руководствоваться старым стилем.
Принцип составления календаря ААЦ
Все Христианские Церкви отмечают праздничные дни, основываясь на числах солнечных месяцев, т.е. большинство праздников имеют определенную дату, не зависящую от дня недели, на который выпадает это число. Например. Успение Пресвятой Богородицы всегда отмечается 15 августа. Воздвижение Животворящего Креста Господня - 14 сентября и т.д. Только Пасха и те Господние праздники, которые связаны с Пасхой (Вознесение, Сошествие Св. Духа и др.) отмечаются в определенные дни недели.
Aрмянская Церковь имеет особый календарь. В нем большинство праздников являются переходящими, т.е. отмечаются в определенный день недели, и поэтому дата их празднования меняется из года в год. К непереходящим праздникам относятся только следующие: Богоявление - 6/19 янв., Обрезание Господне - 13/26 янв., Сретение - 14/27 февр.. Благовещение - 7/20 апр., Рождество Пр. Богородицы - 8/21 сент.. Введение во храм Пр. Богородицы - 21 нояб./4 дек., Зачатие св. Анною Пр. Богородицы - 9/22 дек. Основой календарного цикла Армянской Церкви является Пасха - переходящий праздник, который в раз-ные года может отмечаться в период с 22 марта по 25 апреля.
Кроме Пасхи, существуют еще 4 праздника, которые являются точками отсчета для установления дат других праздников. Это:
- Успение Пр. Богородицы - ближайшее к 15/28 августа воскресенье,
- Воздвижение Животворящего Креста Господня - ближайшее к 14/27 сентября воскресенье,
- Масленица поста Рождественской пятидесятницы -воскресенье, выпадающее в период с 15/28 ноября по 21 ноября/4 декабря.
- Богоявление (Рождество Христово и Крещение) - б/ 19 января.
В соответствии с датами этих праздников устанавливаются также дни памяти святых и посты. Единицей исчисления является семидневный (недельный) цикл. К примеру, за 10 недель до праздника Пасхи начинается Передовой пост, который длится одну неделю. В течение следующих двух недель отмечаются дни памяти святых. а затем начинается семинедельный Великий пост, когда память святых отмечается только по субботам, в течение 7 недель после Пасхи, до Пятидесятницы, длится празднование Христова Воскресения, во время которого нет постов и дней памяти святых. Затем следует неделя празднования Пятидесятницы. Следующие 5 недель отведены праздникам в честь святых, после чего начинается семидневный Преображенский пост. Эти 24 недели (171 день) от Передового поста до Преображения составляют пасхальный цикл, который повторяется каждый год.
Все воскресенья отведены Господним праздникам или являются днями воспоминания Воскресения Христова.
Все среды и пятницы - постные дни: пост в среду держится в память о страданиях Спасителя, а в пятницу - в память о смерти Иисуса Христа. В течение семи недель от Пасхи до Пятидесятницы, а также во время других Господних недель (9 дней Богоявления, 7 дней Троицы. 3 дня Преображения. 9 дней Успения и т.д.) среды и пятницы нс являются постными днями. Если Господний праздник и пост совпадают, отмечается праздник.
Дни святых отмечаются в понедельник, вторник, четверг и субботу, если на эти дни не выпадает Господний праздник или пост. Все субботы в году посвящены святым, даже во время Великого и других постов субботы являются днями памяти святых.
Таким образом, все дни календаря Армянской Церкви делятся на 3 группы:
а) Господние праздники - 136 дней.
б) дни памяти святых - 112 дней,
в) постные дни - 117 дней.
2. Посты
В Армянском церковном календаре, кроме постных дней недели - среды и пятницы, существуют особые дни постов.
- Великий, или сорокадневный пост - 7 недель перед Пасхой,
- Рождественский пост - с 30 дек./12 янв. по 5/18 янв.
- Передовой пост - третья неделя до Великого поста, с понедельника по пятницу,
- Преображенский пост - неделя перед праздником Преображения Господня, с понедельника по пятницу,
- Успенский пост - неделя перед Успением, с понедельника по пятницу.
- Воздвиженский пост - неделя перед Воздвижением Животворящего Креста Господня, с понедельника по пятницу.
- пост Рождественской Пятидесятницы - в настоящее время сокращен до одной недели, с понедельника по пятницу.
Кроме перечисленных выше, существуют недельные посты, во время которых по понедельникам, вторникам и четвергам разрешается празднование дней памяти святых. К ним относятся следующие:
- пост св. Григория Просветителя - неделя перед праздником Обретения мощей св. Григория (V в.), с понедельника по пятницу,
- пост Варагского Креста - неделя перед праздником Явления Креста на rape Вараг (623 г.), с понедельника по пятницу,
- пост св. Иакова - неделя перед праздником св. Иакова Низибийского (+350), с понедельника по пятницу.
- Существует еще один недельный пост, который совпадает с Господним праздником. Это Ильинский пост - со второго по шестой дни Троицы.
3. Господние праздники
Господними называются праздники, которые посвящены воспоминаниям о событиях земной жизни Господа Иисуса Христа. Пресвятой Богородицы, а также праздники, посвященные Св. Кресту и Св. Церкви.
а. Праздники, посвященные Господу Иисусу Христу
В первые века христианства в церковном календаре существовало два Господних праздника: Богоявление и Пасха (Воскресение).
Богоявление, которое объединяло празднования первых событий земной жизни Иисуса Христа, отмечалось с 5 по 13 янв. с главным днем празднования 6 января Постепенно дни, посвященные этим событиям, выделялись в отдельные праздники.
В настоящее время Армянская Церковь отмечает:
- Богоявление (Рождество и Крещение Господне) - 6/19 янв.,
- Навечерие Богоявления - 5/18 янв.,
- Рождественские дни (6 дней) - 7/20 -12/25 янв.
- Наречение, или Обрезание, Господне - 13/26 янв .
- Сретение Господне - 14/27 февр.
Второй цикл Господних праздников, посвященных Спасителю нашему Иисусу Христу, назывался Воскресение (Пасха). Он начинался с празднования Входа Господня в Иерусалим и заканчивался Пятидесятницей, включая в себя воспоминания о последних днях земной: жизни Иисуса Христа. Впоследствии Пасхальный цикл, как и Богоявление, распался на отдельные праздника.
Сегодня в Армянской Церкви отмечаются:
- Вербное Воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим,
- Страстная неделя,
- Светлое Христово Воскресение, Пасха,
- Вознесение Господне ,
- День Св. Троицы. Сошествие Св. Духа. Пятидесятница .
Преображение (Вардавар)- один из главных праздников Армянской Церкви и один из самых любимых в народе.
Когда Спаситель с тремя апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном - поднимался на гору Фавор, им явились пророки Моисей и Илья. Разговаривая с ними, Христос преобразился, а Его одежды стали белее снега. По преданию Армянской Церкви, св. Григорий Просветитель назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря - 1-е число месяца навасард (1 1 августа). В этот день отмечался языческий праздник. и некоторые его элементы сохранились в обрядах народного празднования Преображения. Так, например. в этот день принято обливать друг друга водой. выпускать голубей и т.д., но Церковь дала этим обычаям христианское толкование как воспоминание о Потопе и о голубе Ноя.
В VI веке Католикос Мовсес II (574-604), учитывая, что в эти же августовские дни отмечалось и Успение Богоматери. включил праздник Преображения в пасхальный цикл и назначил его на 7-е воскресенье после Пятидесятницы. Таким образом праздник стал переходящим (от 28 июня до 1 августа).
б. Праздники, посвященные Пресвятой Богородице
1-2. Зачатие Пр. Богородицы от Анны (9 декабря), Рождество Пр. Богородицы (8 сентября)
Праведные родители Пресвятой Девы Марии, Иоаким и Анна, до старости были бесплодны. Но они непрестанно молились Богу, прося даровать им ребенка. Господь услышал их молитвы, и у Иоакима и Анны родилась Дочь, Которую они нарекли Марией, что означает "господство, госпожа, надежда".
Праздник Зачатия Пресвятой Богородицы существовал в Византии уже с VIII века, а на Западе стал отмечаться с IX века. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы утвердился в конце V - начале VI века в Иерусалиме и был связан с постройкой церкви Божьей Матери на Пробатике. В Риме традиция празднования этого дня появилась в VII веке с приходом в Рим византийских монахов, бежавших от арабов. Папа Сергий I (687-701) утвердил праздник Рождества Пресвятой Богородицы в календаре Римской Католической Церкви.
В Армянской Церкви они отмечаются с XIII века.
3. Введение во храм Пр. Богородицы
Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось три года, родители отвели Ее в Иерусалимский храм. Казалось, младенец Мария не сможет Сама подняться по высокой лестнице из 15 ступеней, ведущей в храм. Но когда Ее поставили на первую ступень, Она быстро достигла верха лестницы, поддерживаемая силой Божией. Первосвященник Захария, будущий отец Иоанна Крестителя, ввел Марию в Святая Святых храма, куда имел право входить только первосвященник лишь один раз в году - для приношения жертвы. Введение в Святая Святых было свидетельством высочайшего предназначения Девы Марии стать Богоматерью.
До 15 лет Пречистая Дева жила при храме в обществе благочестивых дев, читая Священное Писание, занимаясь рукоделием и постоянно молясь и возрастая в любви к Богу.
Возникновение праздника было связано с сооружением на месте старого Иудейского храма императором Юстинианом (527-565) храма Пресвятой Богородицы. освящение которого состоялось 21 ноября 543 г. Когда храм стал мусульманской мечетью, день его освящения стал отмечаться во всем христианском мире как Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В кон. VII - нач. VIII веков этот праздник уже стал отмечаться в Константинополе, с X-XI веков - на Западе, а с XIV века входит в цикл официальных праздников Римской Католической Церкви.
В Армянской Церкви праздник отмечается с XVIII века.
Дата празднования во всех Церквах - 21 ноября/4 декабря.
4. Благовещение Пр. Богородицы
Этот великий праздник установлен в память возвещения Архангелом Гавриилом Пресвятой Деве Марии благой вести о рождении от Нее Спасителя мира. Сына Божия. Об этом событии рассказывается в Евангелии от Луки (1, 26-38).
В древней Церкви, когда праздник Богоявления не разделялся на отдельные праздники и отмечался 6 января, в день предпразднства отмечалось Благовещение. Трудно сказать, когда он стал отдельным праздником. Несомненно, важную роль в его выделении сыграло строительство церкви св. Еленой, матерью Константина Великого, в Назарете, на том месте, где, по преданию, ангел предстал перед Марией. День освящения этого храма и ежегодное празднование этого дня превратилось в местный праздник Благовещения, который с начала VII века постепенно распространился на весь христианский мир.
Армянская Церковь празднует Благовещение 7/20 апреля, а Православная и Католическая Церкви - 25 марта/ 7 апреля.
5. Успение Пр. Богородицы
Один из пяти главных праздников Армянской Церкви, который отмечается в ближайшее к 15 августа воскресенье (с 12 по 18 августа). По преданию, незадолго до кончины Божьей Матери все апостолы, не сговариваясь между собой, собрались вместе в Ее доме. В третьем часу дня в Ее комнате вдруг засиял яркий Божественный свет и Сам Господь Иисус Христос сошел с неба в окружении ангелов и принял душу Своей Пресвятой Матери. Ее пречистое тело апостолы похоронили в пещере и закрыли вход в нее большим камнем.
На третий день явился апостол Фома. Апостолы решили открыть вход в пещеру, чтобы Фома смог поклониться телу усопшей. Когда они отвалили камень - пещера была пуста.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечался в Иерусалиме 13 августа с начала V века. Местом празднования была церковь, построенная в 3 верстах от Иерусалима по дороге к Вифлеему. Затем праздник стал отмечаться 15 августа в Гефсимане на месте могилы Богоматери. В VI веке он распространился в Сирии, в конце века император Маврикий повелел праздновать Успение Богоматери по всей империи, а в VII веке праздник - уже отмечался на Западе.
6. Обретение честного пояса Пр. Богородицы
Во время правления императора Византии Аркадия (395-408) в Иерусалиме нашли пояс Пресвятой Богородицы. В Константинополе построили новую церковь, в которую положили Честной пояс Богоматери для поклонения верующих и утвердили праздник 31 августа.
В древности некоторые составители календарей Армянской Церкви, говоря об этом празднике, отмечали: "Если хочешь праздновать - празднуй",- а Католикос Симеон Ереванци (1763-1780) сделал праздник обязательным и назначил дату празднования на воскресенье в период с 26 августа по 1 сентября.
Православная Церковь празднует Положение Честного пояса 31 августа/13 сентября.
7. Обретение фимиамника Пр. Богородицы
В V в. два паломника, направляясь в Иерусалим, проезжали через Галилею и увидели толпу возле дома одной еврейки. Когда они вошли в дом, то увидели фимиамник с ризой. По словам хозяйки, он принадлежал Пресвятой Богородице. Изготовив точную копию, паломники подменили фимиамник, а настоящий отвезли в Константинополь и отдали Патриарху, который положил его в церкви Пресвятой Богородицы и утвердил праздник Обретения фимиамника Богородицы 2 июня.
В Армянской Церкви праздник стал обязательным по утверждению Католикоса Симеона Ереванци, который назначил празднование на 5-е воскресенье после Пятидесятницы.
Православная Церковь отмечает 2/15 июля.
в. Праздники, посвященные Святому Кресту
В праздниках, посвященных Святому Кресту, соединились радость и скорбь: скорбь о смерти Христа на Кресте и радость о Его Воскресении.
1. Явление Креста в Иерусалиме (351 г.)
Праздник отмечается в память явления Знамения Креста, произошедшего 19 мая 351 года: средь бела дня в небе над Голгофой, простираясь до Елеонской горы, появился лучезарный Крест.
В Католической Церкви этот праздник не отмечается. Православная Церковь отмечает праздник Явления Креста 7 мая. а Армянская Церковь - в 5-е воскресенье после Пасхи, которое приходится в промежуток между 19 апреля и 23 мая.
2. Воздвижение Животворящею Креста Господня
Согласно преданию, первый епископ Иерусалима Иаков. брат Господа, найдя частицу Древа Креста Христова, высоко поднял, то есть воздвиг, ее, явив верующим под пение шаракана "Кресту Твоему, о Христос, поклоняемся".
Другое предание сообщает, что найденный императрицей Еленой Святой Крест был воздвигнут епископом Иерусалима Макарием над собравшимися, чтобы они узрели и поклонились ему (326 г.).
В 335 г. император Константин построил на месте погребения Христа храм Святого Воскресения (Сурб hАрутюн). Его освящение произошло 13 сентября, после чего каждый год стал отмечатся праздник освящения храма, который длился восемь дней. 14 сентября собирались на Голгофе, где на виду у всех верующих Животворящий Крест воздвигался для поклонения молящихся.
Праздник Воздвижения Креста приобрел еще большее значение после возвращения Святого Креста из персидского плена в первой половине VII века. В 614 году персы, овладев Иерусалимом, захватили Крестное Древо Христа. После долгих лет войны византийцы под предводительством императора Ираклия (610-641) одержали победу над персами и освободили Св. Крест. В этих событиях принимали участие и армянские отряды во главе с правителем Византийской Армении Мжежем Гнуни. Освобожденное Древо Креста было торжественно, в со-провождении процессий и служб в церквах, пронесено через Армению в Константинополь, а затем в Иерусалим.
Православная Церковь отмечает праздник Воздвижения Креста 14 сентября, а Армянская Церковь - в воскресенье, выпадающее в промежуток между 11 и 17 сентября (а также в понедельник, пятницу и субботу следующей недели).
3. Обретение Варагского Креста (653 г.)
Праздник отмечается в память обретения частицы Животворящего Креста Господня на горе Вараг.
Сохранилось письменное предание о том, что святые девы-Рипсимеянки, добравшись до Армении, нашли пристанище близ горы Вараг - на юго-восточном побережье озера Ван. Св. Рипсиме перед бегством в Вагаршапат спрятала в пещере горы Вараг частицу древа Креста Христова, которую до тех пор носила на шее.
В 653 г. отшельнику Тодику в видении открылось это тайное место. Впоследствии на том месте был основан Варагский монастырь Святого Знамения (Сурб Ншан). Католикос Нерсес III (641 - 661) установил праздник Святого Варагского Креста в ближайшее к 28 сентября воскресенье (между 25 сентября и 1 октября).
Частица Св. Крестного Древа оставалась в Варагском монастыре до 1021 года, когда царь Сенекерим Арцруни увез ее с собой в Севастию. После смерти Сенекерима согласно его завещанию она вновь была возвращена в Варагский монастырь, где хранилась до 1651 года, откуда была увезена в плен в Хошаб, а в 1655 году освобождена и помещена в кафедральной церкви Святого Знамения (Сурб Ншан), где хранилась до 1915 года.
4. Обретение Св. Креста в Иерусалиме (326 г.)
Праздник установлен в память обретения Животворящего Древа Креста Господня.
В 326 г. равноапостольная императрица Елена отправилась в Иерусалим с намерением отыскать Крестное Древо Христа. Голгофа - место распятия Христа - к этому времени из презрения к христианам была превращена в свалку. Старый иудей Иуда указал место захоронения Креста Господня. Но при раскопках были найдены три креста. Чтобы узнать Крестное Древо Спасителя, на кресты стали поочередно накладывать тело умершего юноши. Положенный на Крестное Древо Христа, юноша воскрес.
Память об этом событии Армянская Церковь празднует в ближайшее к 26 октября воскресенье (между 23 и 29 октября), Православная Церковь - 6 марта. Католическая Церковь - 3 мая.
г. Праздники, посвященные Святой Церкви
Праздники, посвященные Св. Церкви, которая является для нас залогом спасения - особенность, присущая только Армянской Церкви.
1. Новое Воскресенье - Антипасха (первое воскресенье после Пасхи).
Праздник установлен в честь основания Церкви Христовой через проповедническую деятельность апостолов и призвание язычников.
2. Ашхарhаматран - Зеленое воскресенье (второе воскресенье после Пасхи).
Праздник установлен в честь основания Иерусалимской Церкви апостолами.
3. Праздник кафедрального собора Святого Эчмиадзина (303 г.).
Отмечается в честь основания Св. Эчмиадзина по видению св. Григория Просветителя.
4. Шогакат ("разлитие света") - озарение Св. Эчмиадзина по видению св. Григория Просветителя (суббота перед Успением Пресвятой Богородицы).
Праздник установлен в честь освящения храма Св. Эчмиадзина.
5. Память Ветхозаветного Кивота и праздник новой Святой Церкви (суббота перед днем Преображения Господня).
Ветхозаветный Кивот является символом Новой Святой Церкви.
6. Память освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме (335 г.), построенного императором Константином (суббота перед днем Воздвижения Креста).
7. Память освящения храма Рождества Господня в Вифлееме (вторник после Воздвижения Креста).
8. Память освящения храма Вознесения Господня в Иерусалиме (среда после Воздвижения Креста).
9. Память освящения храма Успения Пресвятой Богородицы в Иерусалиме (четверг после Воздвижения Креста).
Пять праздников из числа Господних называются Великими. К ним относятся: Богоявление, Пасха, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы и Воздвижение Креста.
Понедельники, следующие за Великими праздниками. являются днями поминовения усопших.
4. Дни празднования святых
В Армянском церковном календаре 112 дней отведено празднованию памяти святых. Всего насчитывается около 400 святых, которых можно разделить на 3 группы:
а. библейские святые: небесные силы. праотцы, пророки. апостолы, евангелисты, жены-мироносицы и т.д.:
б. общехристианские святые: мученики, отшельники. иерархи, отцы и учителя Церкви (в основном I-V вв.):
в. святые, просиявшие в Армянской земли: их насчитывается более 60.
Оригинал статьи находится на сервере "
Размещено на сервере Поиск по сайту через |
|