В&K: Статьи и литература: |
Протоиерей Тихон Пелих
Проблема пасхалии
Как самый факт Смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа есть космический факт (Мф. 27, 51–53, 28, 2–4; Мк. 15, 33–38; Лк. 23, 44–45, 24, 4; Ин. 20, 12), так и празднование этого факта – Пасха Христова, есть тоже факт космического порядка: об этом Святая Церковь так свидетельствует в своих пасхальных песнопениях: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя...», «...да празднует же мир, видимый же весь и невидимый...».
Вторая особенность – это историчность нашей Пасхалии. Наша православная Пасха, в отличие от римо-католической, не есть простое воспоминание космического факта, а есть историческое утверждение, ежегодно совершаемое в одни и те же космические периоды, подобно тому, как прообраз Пасхи – еврейская пасха, была тоже историческим установлением (Исх. 12, 1–6).
Космичность и историчность нашей православной Пасхалии утверждается и охраняется как православным церковным веросознанием, так и православной церковной традицией (преданием). Современные научные достижения позволяют нам научно осознать и оправдать нашу Пасхалию. Подчеркивая историчность, как отличительный признак нашей Пасхалии, мы этим самым утверждаем ее как факт четырехмерного мира в понимании теории относительности, т.е. утверждаем в природе нашей Пасхалии единство пространства и времени – отличительный признак четырехмерных фактов.
Пасхалия – это историческая летопись фактов четырехмерного мира, размещенных по индиктионам, которые, с точки зрения теории относительности, надо рассматривать как интервалы четырехмерного мира – величины, имеющие абсолютное значение, а не какие-нибудь умственные трюки...
Совокупность пространства и времени двух кругов (солнечного и лунного) рассматриваются не порознь, а в их единстве пространственно-временном. и в то время, как промежуток времени между двумя Пасхалиями, по Григорианскому счислению, характеризуется только «промежутками времени», – величиной относительной и, следовательно, не имеющей космического значения, в нашем пасхальном летоисчислении промежуток между двумя Пасхалиями характеризуется понятием «интервала» – величиной пространственно-временной. Длина таких интервалов не зависит от относительного движения тел (отдельно круга солнечного и отдельно круга лунного). Интервал, называемый индиктионом, в теории относительности имеет такое же абсолютное значение, которое имеют расстояния и промежутки времени в Ньютоновской концепции абсолютного пространства и времени, т.е. то, что имелось в виду достигнуть при реформе календаря папой Григорием.
Система отсчета: весеннее равноденствие представляет собой космическое единство пространства и времени. Единство пространства и времени характеризует исторические объекты, имеющие абсолютное значение, обязательное для всего космоса в его единстве, делает их космическими. Отсюда наша Пасха старого стиля есть празднование мира видимого и невидимого, а не просто воспоминание исторического события, как Пасха новостильная. Историческое событие Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и празднование этого события в апостольской церкви – эти два события находятся во вполне определенных пространственно-временных отношениях, которые не должны быть связаны отдельно с каким-либо кругом отсчета (лунным или солнечным), длина такого интервала не зависит ни от какого тела отсчета. Здесь последовательность событий на всем протяжении христианской исторической эры – иудейская пасха «раньше», а христианская «позже», абсолютно сохраняют свой порядок.
Расстояние между событиями (историческими) надо измерять не относительными величинами, а четырехмерными интервалами: наши индиктионы и являются такими интервалами.
Никейским собором в основу исчисления Пасхалии было положено лунное равноденствие – факт космический четырехмерного мира. Лунное равноденствие системой отсчета объединяет время и пространство.
Итак, наша Пасхалия есть научно опознанный факт нашей ортодоксии потому, что она есть факт четырехмерного мира и, следовательно, по своей физико-математической природе абсолютно верна: наши «интервалы» между пасхами, как 1000 лет тому назад, так и до скончания века имеет абсолютное значение – вот каков смысл имеет постановление святых отцов Никейского собора о времени празднования Пасхи.
Источник:
Размещено на сервере Поиск по сайту через |
|