Календари
В&K: [Aнти]Астрология:

Священное Писание и Церковь об астрологии

Прежде, чем обратиться к заявленной теме, еще раз напомним читателям, что сами маги-оккультисты относят астрологию к одной из так называемых оккультных наук. Об этом уже говорилось выше. Можно добавить, что все трактаты по ритуальной магии XII–XIX вв. содержат астрологические разделы. Множество столпов европейского оккультизма эпохи Возрождения, таких как англичанин Джон Ди (1527–1608), считали необходимым совмещать занятия алхимиией, магией и астрологией. Маг и астролог эпохи Реформации Генрих Корнелиус Агриппа фон Неттесхейм (1486–1535) в своих "Магических трудах" в начале 41-й главы пишет: "В этом месте следует рассказать о волшебстве, поскольку оно настолько родственно астрологии, что тот, кто выдает себя за волшебника, не имеющего отношения к астрологии... всегда ошибается"(Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII–XIX вв. М., 1999. С. 95). Фрэнсис Кинг в книге "Современная ритуальная магия" (М.,1999) пишет: "Тому, что народная магия выжила в период 1680–1800 гг., она во многом обязана деятельности астрологов и так называемых знахарей" (с. 21). В качестве примера он приводит известного английского знахаря, мага и астролога Джона Харриса (1785–1839). Кинг пишет, что когда в конце XVIII в. началось возрождение магии и оккультизма и в Англии вышел первый номер "Журнала волшебника", "в редакцию сразу же хлынул поток писем от людей, интересовавшихся главным образом астрологией, но при этом явно обладавших некоторыми знаниями о таких предметах, как ритуальная магия и алхимия" (с. 23). Астрологии посвящены главы VIII и IX первой части книги Папюса "Практическая магия" (Донецк, 1991), которые предваряет Папюс, в частности, следующими словами: "...мы должны дать на нескольких страницах начальные данные о Практической Астрологии, необходимой при производстве магических операций" (С. 148). Да и в наши дни надо еще поискать рафинированного астролога, который не совмещал бы свои штудии в звездословии с упражнениями в других видах гаданий, оккультных "наук", ритуальной магии либо в той или иной форме неоязычества. Даже такой корифей и сторонник "научной" астрологии, как С. А. Вронский, в своей книге "Астрология: суеверие или наука?" (М., 1991) указывает на чрезвычайную важность для успеха астрологического прогноза владение астрологом ясновидением и другими "паранормальными способностями", которые всегда относились и поныне относятся к области магии. В свою очередь колдуны и неоязычники вовсю используют астрологию какой-либо разновидности или же выдумывают свои домотканые варианты. Скажем, один из темных уголков сумеречного "сознания Кришны" занимает "индусская" астрология.

Также и для боговдохновенных авторов Библии, и для отцов Церкви астрология была составной частью гадания и волхвования (магии, волшебства). Об этом, например, сказано в памятнике раннехристианской письменности конца I — начала II века "Учение двенадцати апостолов" ("Дидахи"): "Дитя мое, не имей дела с предзнаменованиями, так как они ведут к идолопоклонству; ни с чародеем, ни с астрологом, ни с магом, и не испытывай желания видеть их, так как все они порождают идолопоклонство" (гл. 3). Об этом же говорит церковный писатель III в. Тертуллиан (см. ниже материал "Волхвы и астрология"), это же явствует из контекста 36 правила Лаодикийского собора, проходившего в 345 г. (см. ниже).

Итак, астрология без магии — это такой же нонсенс, как сероводород без серы. Соответственно, все обличительные слова пророков, все канонические прещения против вохвователей и гадателей в равной степени относятся и к астрологам.

Обратимся прежде всего к тому, что говорит Сам Бог через Священное Писание:

"...К волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш" (Левит 19, 31).

"И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно(имеется в виду духовный блуд — отступление от Бога и общение с духами зла) ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее. Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят" (Левит 20, 6–7).

"Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них" (Левит 20, 27).

"...Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь [1], прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой" (Втор. 18, 10–14).

"[Манассия] поставил жертвенники Ваалу... и поклонялся всему воинству небесному(на языке Библии "воинством небесным" называются светила или ангелы) и служил ему, и соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня, и провел сына своего через огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его. И поставил истукан Астарты <...> И говорил Господь через рабов своих пророков и сказал: за то, что сделал Манассия, царь иудейский, такие мерзости... за то, как говорит Господь, Бог Израилев, вот, Я наведу такое зло на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того" (4 Цар. 21, 1–12).

"И повелел царь [Иосия]... вынести из Храма Господня все вещи, сделанные для Ваала и Астарты и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом, в долине Кедрон, и велел прах их отнести в Вефиль. И отставил жрецов... которые кадили Ваалу, солнцу и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному; И вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим, к потоку Кедрону, и сжег ее у потока Кедрона и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное" (4 Цар. 23, 4–6).

"Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся" (Иер. 10, 2).

А вот что говорят об астрологии канонические правила святых отцов и освященных соборов Святой Вселенской Православной Церкви:

Правило 24 святого поместного Анкирского собора. Волхвующие, и последующие языческим обычаям, или вводящие некиих в домы свои, ради изыскания волшебств, или и ради очищения, да подвергаются правилу пятилетнего покаяния, по степеням установленным: три лета припадания, и два лета молитвы без приобщения Святых Таин.

Правило 36 святого поместного собора Лаодикийского. Не подобает освященным или причетникам быти волшебниками, или обаятелями, или числогадателями, или астрологами, или делати так именуемые предохранилища, которые суть узы душ их. Носящих же оные повелели мы извергати из Церкви. (Ниже приведено 61-е правило Трулльского собора относительно мирян, занимающихся гаданиями. Данное лаодикийское правило судит по тому же предмету относительно лиц, которые, принадлежа к клиру, верят в гадания или занимаются ими сами, причем осуждается это самым категорическим образом под угрозой отлучения от Церкви. Никита, канонист начала XII в., ссылаясь на 24-е анкирское правило и на данное (36-е) лаодикийское, занятия гаданиями называет языческим делом, недостойным христианского мира, а еще менее Православной Церкви.) [2]

Василия Великого Правило 72. Предавший себя волхвователям, или неким подобным, да будет под епитимиею столько же времени сколько убийца. (Таким образом, для прибегающих к чародеям и тем подобным предписывается двадцатилетняя епитимия.)

Правило 83. Волхвующие и последующие обычаям языческим, или вводящие неких в домы свои, ради изыскания чародейств и ради очищения, да подлежат правилу шестилетия: лето да будут плачущими, лето слушающими, три лета припадающими, и едино да стоят с верными, и тако да приимутся. (Согласно настоящему правилу, те, которые верят чародеям, подвергаются шестилетней епитимии, а согласно 65-му правилу того же св. отца — двадцатилетней епитимии подлежат те, которые сами занимаются волшебством.)

Правило св. Григория, епископа Нисского. Те же, которые приходят к чародеям, или прорицателям, или к обещающим чрез демонов учинити некое очищение или отвращение вреда, подробно да вопрошаются и да испытуются: оставаясь ли в вере во Христа, некою нуждою увлечены они к таковому греху, по направлению данному им каким-либо несчастием, или несносным лишением, или совсем презрев исповедание, от нас им вверенное, прибегли к пособию демонов. Ибо аще учинили сие с отвержением веры, и с тем, чтобы не веровати, яко Бог есть покланяемый христианами, — то без сомнения подвержены будут осуждению с отступниками. Аще же несносная нужда, овладев слабою их душею, довела их до того, обольстив некоею ложною надеждою, — то над сими такожде будет явлено человеколюбие по подобию тех, которые во время исповедания не возмогли противостати мучениям. (Кто занимается волшебством, гаданием и подобными делами и верит в них — чрез то показывает, что в Бога не верит и, следовательно, он изменник веры святой. Ввиду этого св. Григорий и считает источником настоящего греха ту же самую силу души, от которой исходит и отступничество, и предписывает для грешников подобного рода, в случае их покаяния, ту же епитимию, что и для отступников).

Правило 61 Пято-шестого (Трулльского) Вселенского Собора. Предающиеся волшебникам, или так именуемым столоначальникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восхотят им открыти, согласно с прежними отческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергнуть и тех, которые... соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков: равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов, и колдунов. Закосневающих же в сем, и не отвращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергати из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо, кое общение свету ко тьме, якоже глаголет апостол? Или кое сложение Церкви Божией со идолы? Или кая часть верному с неверным? Кое же согласие Христа с велиаром? (Колдовство, гадание и подобные им дела это правило порицает как сатанинское дело и наказывает 6-летней епитимией всякого, кто этими делами занимается; если же таковой не покается, а упорствует в грехе, — подлежит вовсе извержению из Церкви. Это — касательно мирян. Если же священник в этих делах уличен будет, если он верит в гадания, если он сам предается колдовству и гаданиям? Об этом говорит 36-е правило Лаодикийского собора; Вальсамон [3] же, в толковании этого (61-го) правила, замечает, что такой священник подлежит немедленному извержению из сана. И так как это — измена вере, то такой священник должен быть исключен и из Церкви, ибо, занимаясь подобными делами, он из служителя Вечного Бога превратился в служителя диавола).

И наконец приведем выдержку из определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 1994 г.) "О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме":

4. В этих условиях возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые "новые религиозные движения", которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой.

5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки... Возродились язычество, астрология (выделение наше — Ред.), теософские и спиритические общества...

13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и "новые религиозные движения" с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

14. Архиерейский Собор считает недопустимым использование православной символики (икон, фресок, изображения храмов и монастырей) в изданиях оккультно-языческого и сектантского характера, осуждает трансляцию записей православной музыки в радио- и телепередачах, пропагандирующих вышеперечисленные культы, а также не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых указанными в сем Определении группами.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1.Речь идет либо об языческих обрядах очищения огнем, либо о распространенных среди хананеян и сиро-финикийцев жертвоприношениях детей, которых сжигали в огромных, полых изнутри раскаленных медных статуях — идолах бога плодородия Ваала (Бела).
2. Здесь и далее в скобках приведены толкования Никодима, епископа Далматинско-Истрийского — видного православного канониста нового времени, составившего повсеместно используемый сегодня сборник канонических правил Православной Церкви.
3. Феодор Вальсамон (XII в.) — антиохийский патриарх, один из наиболее авторитетных канонистов в истории Православия

Источник: Центр священномученика Иринея Лионского


© "Календари", 2000-2001. Андрей Лебедев.
Размещено на сервере Narod.ru.
Поиск по сайту через Yandex.
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Апорт Top 1000 TopList

Используются технологии uCoz